Иванова Татьяна Владимировна
Роль педагога в организации здоровьесберегающей образовательной среды в условиях социозащитного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Роль педагога в организации здоровьесберегающей образовательной среды в условиях социозащитного учреждения»
В статье рассмотрена ключевая роль педагога с точки зрения современных подходов к организации здоровьесберегающей образовательной среды в условиях социозащитного учреждения.
Автор: Карпова Т. В., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»
Публикация «Роль педагога в организации здоровьесберегающей образовательной среды в условиях социозащитного учреждения» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Аннотация: в статье рассмотрен феномен здоровьесберегающей компетенции, заключающийся в формировании способности и готовности педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды, понимание ценности формирования грамотного отношения к здоровью воспитанников социозащитного учреждения, предлагается усилить составляющую социального партнерства и ответственность организации за создание здоровьесберегающей образовательной среды с целью повышения эффективности решения проблем охраны, поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в условиях социозащитного учреждения.
Ключевые слова: образование, здоровьесберегающая образовательная среда, образовательный процесс, здоровьесбережение.
Актуальность освещаемой темы определяется насущной необходимостью сегодняшнего дня обратится к проблемам здоровьесбережения вообще, и создания здоровьесберегающей среды любого образовательного учреждения в частности.
Трансформационные преобразования в социуме выявляют объемную проблему здоровья подрастающего поколения. Современные требования общества и профессиональной практики к здоровью молодежи не соответствуют реальной сложившейся системе педагогического сопровождения процессов формирования, укрепления и сохранения здоровья обучающихся. Поэтому логично, что озвучивается необходимость теоретического осмысления и практической разработки и осуществления организационно-педагогических условий создания здоровьесберегающей образовательной среды у воспитанников социозащитных учреждений.
Одним из таких условий, на наш взгляд, можно определить формирование способности и готовности педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды. Немаловажно также и понимание ценности формирования грамотного отношения к здоровью обучающихся и педагогов, что формирует мотивацию сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Исходя из того, что запрос на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения транслируется от различных социальных институтов: семья, детский сад, школа, вуз, сфера производства, экономика в целом, становится понятным, что в решении этого вопроса заинтересованы все перечисленные участники. Соответственно, в случае решения проблемы здоровьесбережения, можно отметить необходимость социального партнерства всех представленных социальных институтов. Этот феномен в сфере образования транслирует идею добровольного взаимовыгодного сотрудничества для решения общих задач [5].
Нам представляется интересным и важным социальное партнерство учреждений здравоохранения и образовательных учреждений различных уровней по подготовке и переподготовке педагогических кадров в вопросах организации здоровьесберегающей образовательной среды. В ряде современных публикаций отдельно подчеркивается, что освоение педагогами способов решения проблемы создания здоровьесберегающих условий в образовательном процессе происходит через формирование его здоровьесберегающей компетентности. Она подразумевает способность и готовность к здоровьесберегающей деятельности и организации образовательной среды, ориентированной на охрану и укрепление здоровья всех участников. Зимина И. С., Кондратенко Е. В. предлагают формулировку этой компетенции понимать как интегративную характеристику личности, которая определяется степенью осознания социальной и личностной значимости здоровья и здоровьесберегающей деятельности, наличием установки у педагога на овладение профессиональными компетенциями, обеспечивающими способность к организации здоровьесберегающей образовательной среды и анализу результатов своей деятельности в области здоровьесбережения [2]. Авторы исследований отмечают недостаток уровня профессиональной компетенции педагогов в плане обеспечения безопасности, сохранения здоровья и обеспечения успешной социализации [3]. Невозможно не согласиться с утверждением о необходимости охраны здоровья не только для подрастающего поколения, но и для педагогических работников, для которых ценности охраны и сбережения здоровья должны стать личностными и профессиональными ценностями, неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. Поскольку, выполняя свои профессиональные функции в образовательном процессе, педагог должен обладать важными качествами, которые позволяют генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. При этом, педагогическая подготовка преподавателей профильных вузов обозначена сегодня как актуальная проблема исследований и насущная необходимость реальной практики. Профессиональные педагогические функции преподавателя вуза складываются из реализации следующих компетенций: компетенции в области научно-исследовательской работы, предметно-профессиональной подготовки и педагогической компетенции, в которую, по нашему мнению, входит способность и готовность к здоровьесберегающей деятельности. Проблема повышения уровня педагогической подготовки, формирования и совершенствования педагогических компетенций профессорско-преподавательского состава вуза решается через организацию в системе дополнительного профессионального образования курсов повышения квалификации, тематического усовершенствования педагогов, профессиональной переподготовки. На примере профильных университетов возможно проанализировать ситуацию с образовательной деятельностью в сфере последипломного образования. В профильных университетах, как правило, функционирует факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов как базовое подразделение университета по осуществлению дополнительного профессионального образования. Например, в Ростовском государственном медицинском университете повышением квалификации 77 педагогов профильных вузов занимается кафедра педагогики. В этом ключе в ее задачи входит: осуществление психолого-педагогической подготовки профессорско-препо-давательского состава вуза всех специальностей с использованием инновационных технологий образовательного процесса в высшей медицинской школе; проведение обучающих семинаров и тренингов для преподавателей [4, 7]. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей всех специальностей включает совершенствование коммуникативной и профессионально-этической культуры; обогащение знаний о функционировании психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, основ здоровья, здорового образа жизни. Также можно согласиться с авторами в идеях о том, что педагогическое взаимодействие с обучающимися должно выполнять принцип здоровьесбережения – сохранение здоровья детей на заданном уровне. Здоровьесберегающая образовательная среда – такая учебная среда, в которой благодаря формированию здоровьесберегающей компетенции обеспечивается формирование здорового образа жизни обучающегося, ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, к окружающей среде, контролируются все составляющие здоровья [1, 6]. Таким образом, можно подвести итог. Педагог, несомненно, играет ключевую роль в организации здоровьесберегающей образовательной среды, образовательная организация несет ответственность за создание такой среды, социальное партнерство институтов образования всех уровней будет способствовать оптимизации анализируемых процессов.