Ткачева Анна Сергеевна
Роль игры на формирование экономического опыта дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Роль игры на формирование экономического опыта дошкольников
Воспитатель
МБДОУ «ДС №1 «Космос»»
Ткачева Анна Сергеевна
Постановка проблемы. Проблема дошкольного образования вообще и экономического в частности многоаспектна. Вопрос формирования экономического опыта детей дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности, а с другой стороны очевидна не разработанность процесса формирования элементарного экономического опыта у дошкольников, которым предстоит жить и трудиться в XXI веке.
Публикация «Роль игры на формирование экономического опыта дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Экономическое образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей, на развитие любознательности и умственной активности при сохранении радости детства. Этому и способствуют разнообразные игры, призванные помочь дошкольнику приобретать экономический опыт, а следовательно, и экономическую культуру.
Таким образом, проблема данного исследования очевидна и требует дальнейшего поиска форм формирования экономического опыта дошкольника.
Цель исследования. Проанализировать психолого-педагогическую литературу на тему формирования экономического опыта у детей дошкольного возраста с помощью разнообразных игр. Рассмотреть специфику и типы игровых занятий в дошкольном учреждении для формирования экономического опыта детей дошкольного возраста. Выявить наиболее эффективную игровую деятельность, способствующую формированию экономического опыта детей дошкольного возраста.
Анализ источников. Процесс экономического воспитания подрастающего поколения в различных аспектах исследовали философы, экономисты, социологи, психологи, педагоги. В частности, исследовались содержание и методы экономического воспитания детей (А. Аменд, И. Барило, Л. Горкина, Н. Грамма, Г. Григоренко, Н. Ермоленко, Р. Жадан, И. Иткин, А. Китов, В. Кондратьев, Н. Кулакова, Т. Любимова, И. Мельничук).
Научные исследования посвящены проблеме разработки наиболее оптимальных форм и методов обучения дошкольников (Т. Антонова, П. Апанасов, Л. Артемова, Н. Белова, А. Белоус, А. Богуш, Н. Гавриш, Н. Грамма, Г. Григоренко, Е. Карпова, О. Янковский); формированию экономической грамотности у детей дошкольного возраста, подготовки педагогов дошкольного учреждения к экономическому воспитанию детей (Н. Грамма, Курак Е. А. и др. «Экономическое воспитание дошкольников. Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий», Смоленцева А. А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников»; Орлова И. Ю. «Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»; Сасова И. А. «Экономическое воспитание детей в семье»; Шемякин Б. П. Интеллектуально-развлекательные игры для больших и маленьких (постижение экономики через игру).
Изложение основного материала. Как показала практика, формирование первичного экономического опыта наиболее удачно происходит в процессе игровой деятельности дошкольников, поскольку именно в игре у ребенка появляется возможность «на практике» проверить свои знания, применять их, расширить собственный опыт методом проб и ошибок при условии обязательного исправления этих ошибок. Для проведения игр экономической направленности нужна специальная терминологическая поддержка. Экономическая культура формируется поэтапно в зависимости от возраста воспитанников и их подготовленности. На каждом последующем этапе знания, добытые на предыдущем, расширяются и уточняются. Структура занятий на каждом этапе имеет свою специфику. Рассмотрим ее.
1. Вступительная часть (готовит к восприятию материала).
2. Терминологическая часть (раскрываются основные понятия, используемые на занятии).
3. Игровая апробация материала (на первом этапе – дидактические игры, на втором – ситуативные, на третьем – ролевые).
4. Вариативная часть (проводится на выбор воспитателя: задания по изобразительной деятельности, формирование математических представлений. Ознакомление с окружающим миром).
5. Заключительная часть (итог, домашнее задание для самостоятельного наблюдения над экономическими процессами).
На каждом этапе проводятся разнообразные игры экономической направленности. Рассмотрим классификацию таких игр.
Первый этап: дидактическая игра, роль которой в формировании знаний экономической направленности. Игра-обобщение формирует знания экономической направленности; игра-диалог раскрывает на вербальном уровне содержание сложных экономических понятий, сгруппировав простые; игра-ярмарка раскрывает содержание экономических понятий через творческое описание; экономическое лото раскрывает взаимосвязь и взаимозависимость между разными экономическими понятиями; экономические пазлы раскрывают на невербальном уровне содержание сложных экономических понятий через группирование простейших; экономическая мастерская раскрывает функции разных предметов и нахождения способов их использования по новому назначению.
Второй этап: ситуативная игра, направленная на формирование различных способов поведения в определенной экономической ситуации. Активное включение – помогает найти оптимальный выход в определенной ситуации или правильное решение экономической задачи; игра-альтернатива – призвана находить экономический компромисс или выбрать оптимальный выход в конкретной экономической ситуации; игра-эксперимент – помогает найти оптимальное решение методом проб и ошибок.
Третий этап: ролевая игра, в которой применяются приобретенные знания в различных ситуациях. Игра-презентация (индивидуальная, групповая, коллективная) презентует собственный (групповой, коллективный) проект с выполнением разных социально-экономических ролей и раскрытием экономических отношений и процессов; экономическая театрализация состоит в выполнении социально-экономических ролей и процессов; игра-соревнование определяет лучшего знатока социально-экономических ролей и процессов; игра-стратегия (близкая, далекая) состоит в использовании освоенных знаний в измененных экономических ситуациях, согласовании собственной деятельности с другиим, развивает быструю реакцию на смену обстоятельств.
Игра-стратегия является сложной многоплановой деятельностью, предусматривающей не только осмысление сюжетной линии, но и конкретную, последовательную общую деятельность всех игроков, которые договариваются между собой, распределяют роли, объединяют усилия, делают индивидуальный выбор и принимают участие в обсуждении коллективного решения. Игра-стратегия имеет все структурные компоненты обычной игры: задумка, игровые роли, сюжет, игровые действия и результат. Но вся эта игра строится на реальной проблеме, в результате чего возникает интрига, касающаяся всех участников. Стратегическая игра возможна лишь при условии, что ее участники способны предвидеть возможные результаты своих действий, находить нестандартные способы решения проблемы, планировать последовательность действий. Такие игры содействуют развитию интеллектуальных способностей, логического мышления, воображения, обогащению речевого опыта детей.
Еще одной особенностью игры-стратегии является ее неограниченность во времени. Она может длиться несколько дней. При этом игроки могут возвращаться на начало итгры, изменяя некоторые обстоятельства, обыгрывать еще раз разные варианты решения ситуаций, перераспределять роли.
Выводы. Палитра первоначального экономического опыта складывается из совокупности основных представлений, подкрепленных определенным экономическим полем; способности анализировать ситуацию, сформированности базовых экономических действий, которые основываются на социально-экономическом фоне и находят свое развитие в поисковой деятельности – ее создают, прежде всего, игры-стратегии.
Литература.
1. Богуш А., Гавриш Н. Методика ознайомлення дітей з довкіллям у дошкільному навчальному закладі: Підручник для ВНЗ. / А. Богуш, Н. Гавриш. – К. : Вид. Дім «Слово», 2008. – 408 с.
2. Жадан Р., Григоренко Г. «Економічна освіта дітей старшого дошкільного віку» / Р. Жадан, Г. Григоренко. – Запоріжжя: ЛІПС, 2006. – 212 с.
3. Іванова А. Економічний досвід – старшим дошкільнятам / А. Іванова // Дошкільне виховання. – 2006. - № 7. – С. 22 – 24.
4. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику / А. Смоленцева. – М. : Детство-Пресс, 2009. – 176 с.