Марина Зенкова
Статья «Речевое развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста".
Расскажи мне и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь…
(народная мудрость)
В 21 веке у детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Публикация «Статья „Речевое развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Вредные привычки родителей? Или может педагогическая запущенность? А может то и другое? Опыт работы показал, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми, а ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делайте вместе сними и обязательно просите их рассказывать, что изображено, описать игрушку. Опыт работы показывает, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.
Речь - это язык в действии, это самый процесс словесного общения между людьми, который всегда возникает в определенных условиях жизни и заключается в выражении определенных мыслей, окрашенных определенными чувствами и стремлениями. Для выражения мыслей и чувств, возникающих в разных условиях жизни, люди находят в общем запасе слов родного языка различные слова и выражения и, применяя их в своей речи, по-разному пользуются общими грамматическими принципами, свойственными их языку.
Речь является обязательным условием развития личности человека. Однако педагоги, психологи, методисты все чаще обращают внимание, что снижается речевая активность детей. Обратим внимание на причины:
- резкое ухудшение здоровья детей;
- глобальное снижение общего уровня культуры в обществе;
- существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из-за занятости родителей, их неподготовленность в вопросах воспитания;
- недостаточное внимание педагогов к вопросам речевого развития детей.
Поэтому речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ[11,12].
Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т. е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности (регулирующая функция) [9,10].
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Основными направлениями речевого развития в дошкольном возрасте являются :
- расширение словаря и развитие грамматического строя речи;
- убывание эгоцентризма детской речи;
-развитие функций речи;
-речь как орудие общения;
-речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения;
-развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.
На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей. В. В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности».
Принятый ФГОС дошкольного образования определяет следующие направления развития ребенка :
-социально–коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое;
- физическое развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Таким образом, формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста встречается редко. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Список литературы:
1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2010. - 213 с.
2. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23.
3. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 2010. - 132 с.
5. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - М. : Издательство «Норма», 2008. - 106 с.
6. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 132 с.
7. Лямина Г. М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 49-55.
8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.
9. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М. : Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.
10. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Москва,2014.-32с