Марина Житняк
Игры и игровые упражнения на формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.
Многочисленные исследования психологических особенностей детей с ЗПР указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы такие психические функции как мышление, внимание, память и восприятие.
Публикация «Игры и игровые упражнения на формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей с ЗПР» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В отличие от нормально развивающихся сверстников, у детей с ЗПР наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени приёма и переработки сенсорной информации, в затруднении при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв. Особенно наглядно недоразвитие восприятия проявляется при восприятии объектов через осязание. Наблюдается повышение времени узнавания осязаемой фигуры, буквы, предмета, трудности обобщения осязательных сигналов, словесного и графического отображения предметов.
Предлагаемые игры помогут ребенку преодолеть сенсорное недоразвитие.
1. Игра «Окошечки с буквами»
Материалы: Карточки-таблицы с печатными буквами.
Задание: Раскрасить окошечки с заданной буквой.
2. Игра «Найди ошибку»
Материалы: Карточки, на которых правильно и зеркально изображены буквы.
Задание: Найти и зачеркнуть неправильно написанные буквы.
3. Игра «Вылечи букву»
Материалы: Карточки с недописанными буквами.
Задание: Дописать букву.
4. Игра «От какой буквы деталь?»
Материалы: Карточки с элементами букв.
Задание: Отгадать какую букву хотели написать (несколько вариантов).
5. Игра «Буквы спрятались»
Материалы: Карточки с наложенным изображением букв.
Задание: Найти, какие буквы спрятались.
6. Игра «Найди такие же»
Материалы: Карточки с буквами. 1 вариант: буквы выполнены одним шрифтом. 2 вариант: буквы выполнены разными видами шрифта.
Задание: 1 вариант: Педагог предъявляет ребёнку карточку с буквой и просит найти такую же. 2 вариант: Педагог предъявляет ребёнку карточку с буквой и просит найти все буквы.
7. Игра «Буквенное пексесо»
Материалы: Парные карточки с буквами (от 12 до 64 карточек)
Ход игры : Карточки раскладываются рисунком вниз. Игрок берёт одну карточку и называет букву. Ему нужно найти пару среди оставшихся карточек. Он поднимает ещё одну карточку, если на ней пара, он забирает её себе. Но если ребёнок поднял карточку с другой буквой, то он кладёт карточку на то же место и ход игры переходит к следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока на поле не будет ни одной карточки.
8. Игра «Буквенное лото»
Материалы: Карточки –таблицы с печатными буквами (10 клеток). Отдельно бумажные квадратики с буквами.
Ход игры : Ведущий вытаскивает букву и называет её. Ребёнку нужно найти и закрыть эту букву в своей карточке. Побеждает тот, кто первый заполнит свою карточку.
9. Игра «Буквенные бусы»
Материалы: Шнурок или тонкая верёвочка, кружочки с нарисованными на них буквами.
Задание: Построить буквенные бусы по образцу. Более сложный вариант игры, когда взрослый произносит цепочку из 3-6 звуков, а ребёнок повторяет и строит бусы.
10. Игра «Буква в пуговице»
Материалы: Круги из картона с 4 прорезями, шнурки или шерстяные нитки.
Задание: Пришить пуговицу, чтобы получилась буква.
11. Игра «Построй букву»
Материалы: Карточки с образцом, пуговицы, фасоль, счетные палочки.
Задание: 1 вариант: построить букву способом наложения. 2 вариант: построить букву по образцу.
12. Игра «Половинки»
Материалы: Карточки с половинками букв.
Задание: Подобрать и соединить половинки, чтобы получилась буква.
13. Игра «Разрезные буквы»
Материалы: Карточки с образцом буквы, карточки с буквой, разрезанные на 3-5 частей.
Задание: Собрать букву.
Представленные игры могут быть использованы как элемент занятия, как элемент соревнования в свободной деятельности детей, как рекомендация для родителей.