Татьяна Фунт
Проект «Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Воспитание любви и уважения к родителям и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
- Познакомить детей с понятиями «родословная», «генеалогическое древо», «герб»;
- Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
-Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными;
Публикация «Проект „Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с семьей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
- Вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
- Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: плоскостные изображения деревьев, фотографии членов семьи каждого ребенка, семейные гербы Дергуновых и Калмыковых, генеалогическое древо семьи Поповых, генеалогическое древо группы «Фантазеры».
Предварительная работа:
- рассматривание фотографий, беседа по ним;
- рассказы детей о членах своей семьи;
- разучивание стихов, пословиц, поговорок, песен;
- подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семьи;
- чтение художественной литературы.
Совместная работа с родителями:
- составление семейного древа, гербов семьи,
- фотоколлажей.
Ход занятия.
Звучит музыка. Дети заходят в зал и становятся лицом к гостям.
Дети: Здравствуйте дорогие гости.
Т. Я. : Собрались все дети в круг Я твой друг
И ты мой друг. (в это время дети образуют круг)
Т. Я. : Дети, я хочу предложить поиграть в игру «Подари улыбки другу» Закройте на секунду глазки и представьте теплое, доброе солнышко на небе, как оно улыбается вам. Откройте глазки, улыбнитесь друг другу и скажите: «Я люблю тебя, ты мой друг, будем дружить».
Ребята от ваших улыбок стало светлее в нашем зале. Спасибо вам. А сейчас пройдите на свои места, (дети садятся за столы)
Т. Я. Ребята, обратите внимание на этот ребус.
7 Я
Какое слово здесь спрятано?
Дети: Слово «Семья».
Т. Я. Ребята, что такое семья?
Лиза: Папа, мама и я И, сестренка моя. Вот и вся у нас семья.
Т. Я. Ну, а как же бабушка? Ну, а как же дедушка? Что такое семья?
Лиза: Две бабушки Елены Дед Миша, дед Володя И сестренка моя Вот и вся моя семья.
Т. Я. Дети, семья - это самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много пословиц и поговорок о семье. Давайте их вспомним.
1. Согласная семья - счастливая семья.
2. Не нужен и клад, коли в семье лад.
3. Семья человеку первую путевку в жизнь дает.
4. Семья сильна - когда над ней крыша одна.
5. Семья в куче - не страшна и туча.
6. Вся семья вместе, так и душа на месте.
7. Какие корешки, такие и вершки; какие родители, таковы и дети.
8. В хорошей семье, хорошие дети растут.
Т. Я. А сейчас давайте поиграем в игру: «Кем члены семьи приходятся друг другу?»
1. Мальчик для мамы и папы кто? (сын)
2. Мальчик для дедушки и бабушки кто? (внук)
3. Девочка для мамы и папы кто? (дочка)
4. Девочка для дедушки и бабушки кто? (внучка)
5. Папа для дедушки и бабушки кто? (сын)
6. Мам для дедушки и бабушки кто? (дочка)
7. Мальчик для девочки в семье кто? (брат)
8. Девочка для мальчика в семье кто? (сестра)
Т. Я. Да, ребята, у каждого в семье есть дорогие и родные люди. А какие же они, эти родные и дорогие люди? (Д/и «Подбери признаки»)
Дети, подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, бабушке, дедушке, сестренке, брате.
1. Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная, любимая, родная.
2. Папа (какой) - строгий, умный, сильный, работящий, заботливый.
3. Бабушка (какая) - добрая, отзывчивая, старенькая, ласковая, молодая, доброжелательная, седая.
4. Дедушка (какой) - старый, мудрый, седой, добрый.
5. Сестра (какая) - веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.
6. Брат (какой) - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный, смелый, умный, храбрый, шустрый.
Т. Я. Дети, а сейчас давайте, проведем пальчиковую гимнастику. «Кто живет в моей квартире?»
1) 1, 2, 3, 4 - хлопок в ладоши.
2) Кто живет в моей квартире - пожимают плечами.
3) 1, 2, 3, 4, 5 - хлопают.
4) Всех могу пересчитать - руки в стороны.
5) Папа, мама, брат, сестренка, мой щегол, сверчок и я - загибают пальцы.
6) Вот и вся моя семья - сжимают и разжимают кулачки.
Т. Я. Ребята, а вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам и праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовывать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи.
Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже столетия.
А дерево это стали называть «генеалогическим древом».
И сейчас Кирилл со свой мамой Татьяной Анатольевной расскажут о генеалогическом древе своей семьи. (Кирилл с мамой выходят к стенду и рассказывают).
Т. Я. Спасибо, замечательная у вас семья.
Ну, а теперь, дети, каждый из вас будет выращивать свое дерево. Откройте конверты, достаньте фотографии и приступайте к работе, (дети работают самостоятельно)
Т. Я. Ребята, какие красивые деревья у вас получились. Давайте покажем их нашим гостям, выставим на магнитные доски.
Т. Я. А сейчас я хочу, чтобы вы рассказали что-то интересное об одном из членов семьи, например, о маме, папе, дедушке, сестренке, (дети с места составляют рассказы)
Т. Я. Молодцы, ребята, мне очень понравились ваши рассказы. Ну, а сейчас пришло время музыкальной паузы. Песня: «Мы одна семья»
Т. Я. Дети, Лиза со своей мамой Ольгой Владимировной придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте посмотрим и послушаем их. (Лиза с мамой рассказывают)
Т. Я. Спасибо. Очень красивый у вас герб вы интересно нам рассказали. Мы с удовольствием слушали вас.
Т. Я. А теперь Никита представит свой герб. (Никита рассказывает) Молодец, Никита. Нам очень понравился твой рассказ.
Т. Я. Ребята, вы замечательно рассказали про свою семью.
- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов свой семьи? Дети: Добро, любовь, радость, веселье, хорошее настроение.
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства?
Дети: Потому, что мы любим своих родителей, а родители любят нас.
- А вы знаете, что у вас есть еще одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья?
Дети: Детский сад.
Т. Я. А теперь давайте вырастим дерево нашей группы, дерево «Фантазеров». Кого мы расположим внизу в центре?
Дети: Заведующую Валентину Васильевну. Она у нас самая главная. Рядом - Ирина Александровна, старший воспитатель.
И далее: логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, мед. сестра, повара, дефектолог, прачка, няня.
Т. Я. Ребята, а для своих фотографий выберите листочки, которые вам больше всего понравились.
Т. Я. Как вы думаете, у нас получилась дружная семья? Дети: Да.
Т. Я. Как хорошо, что у каждого из вас есть семья. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Ну, а мы, как самая дружная и гостеприимная семья, приглашаем всех на чаепитие.
Варя: Пузатый чайник знаменит
В любое время года.
Особенно, когда стоит
Неважная погода.
Пых, пых, горячий
Вкусный чай
Разгонит скуку и печаль
Он - с медом.
Он - с вареньем
С чудесным настроеньем.
Чаепитие (детей угощаем в группе, гостей - в зале).