Татьяна Зеленская
Методика ознакомления с природоведческой литературой в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.
Экологическое воспитание младших дошкольников построено на использовании героев классических русских народных сказок («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др., поэтому в ДОУ должны быть отдельные издания этих сказок с красочными иллюстрациями, чтобы у детей сложился устойчивый зрительный образ их персонажей.
Публикация «Методика ознакомления с природоведческой литературой в разных возрастных группах» размещена в разделах
Перед началом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации или игрушки, картину. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала. Короткие сказки лучше рассказывать два раза подряд. Это не утомляет детей, поскольку воспитатель обеспечивает их активность во время слушания: помогает выполнять имитационные движения, использует разнообразные наглядные пособия. Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию ребенком текста при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками. При повторном чтении дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных. Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации. Воспитатель помогает детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям, поддерживает внимание и интерес к слову в литературном произведении. Педагог должен определить, что ребенок сумеет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы он понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.
В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе. Например, в средней группе внимание воспитанников обращается на то, что в лесах живут разные животные : хищные звери (волк, лиса) и животные, которые питаются растениями (заяц, белка, лесная мышь, лось). Ребята узнают много интересного о диких зверях. Игрушки, рассказы, сказки сделают для ребенка любимыми образы некоторых животных, помогут сформировать правильные представления об их внешнем виде. В старшем возрасте интересные и полезные знания о диких животных дети почерпнут из книг: Л. Толстого «Зайцы», «Как волк угощал своих детей»; М. Пришвина «Еж», «Белка», «Беличья память», «Медведь»; Е. Чарушина «Моя первая зоология» и др. Сказки, сочетая волшебные образы с реальными знаниями о диких животных, учат ребенка различать вымысел и реальную действительность. Часто перед чтением воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели,— обращается воспитатель к ребятам после наблюдения за одуванчиками. — Послушайте, что однажды увидел писатель М. Пришвин». И далее читает рассказ «Золотой луг», который помогает детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять.
Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя — вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоем.
Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова.
Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений. Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.
В старшем дошкольном возрасте пополняются и систематизируются знания о временах года. Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.).
После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы — помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.
В подготовительной группе чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями.
Обязательное требование к беседе — сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.
Педагог должен при чтении стихотворения или рассказа обратить внимание не только на его содержание, но и постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением. Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении.
Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах.
4. Использование художественного слова и фольклорного материала в экологическом образовании.
Художественное слово и художественная литература природоведческого характера играет огромную роль в деле формирования у детей представлений о живой и неживой природе, природоведческих понятий, для познания зависимостей, существующих в природе, для воспитания гуманного, бережного, заботливого отношения к ней. Использование художественного слова и художественной литературы природоведческого характера помогает педагогу развить у ребенка познавательный интерес, умения передавать свои впечатления словом, сформировать осознанно правильное отношение к природе. В работе с детьми дошкольного возраста могут использоваться многочисленные произведения, как русских, так и зарубежных поэтов и писателей.
Большое значение для становления природоведческой литературы для детей раннего и дошкольного возраста сыграло народное творчество, это подтвердили в своих трудах Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский, которые так же уделили много внимания в своем творчестве природоведческой теме. Их последователями стали В. Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин и другие писатели, которые создали новое направление в детской литературе : художественная литература природоведческого характера.
Использовать художественную литературу следует, опираясь на основные принципы отбора природоведческой литературы для детей и соблюдая методику ознакомления детей с художественным словом и художественной литературой природоведческого характера.
На основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что использование в работе с детьми природоведческой литературы играет огромную роль в формировании у детей представлений о живой и неживой природе, природоведческих понятий, зависимостей, в воспитании бережного и заботливого отношения к ней, при условии соблюдения принципов отбора художественных произведений.