Приложение МААМ

Развитие творческих способностей как необходимый компонент готовности к школе

Светлана Казаненкова
Развитие творческих способностей как необходимый компонент готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческих способностей как необходимый компонент готовности к школе

Ключевые слова: творческие способности, творческое воображение, творчество, старший дошкольный возраст.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных задач в дошкольной педагогике. Психологической основой творческой деятельности является воображение. Это объясняется в следующем:

Публикация «Развитие творческих способностей как необходимый компонент готовности к школе» размещена в разделах

- во-первых, творческое воображение является основой любой творческой деятельности ребенка;

- во-вторых, это воображение как психическая деятельность, определенный путь развития личности ребенка в дальнейшем;

- в-третьих, воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, что в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чертеж, схема). Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Творческое воображение позволяет, минуя цепочку выводов, доказательств, как бы увидеть что-то совсем новое. [4].

«Творчество - процесс создания человеком объективно и субъективно нового, посредством специфических интеллектуальных процессов, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий. Применительно к изобразительному творчеству дошкольника - это процесс создания субъективно нового (для ребенка) продукта (рисунок, скульптурное изображение, аппликация, в который малыш вкладывает свои знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому, применив усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденные им самим средства» [4].

Проблемой развития творческого воображения занимались многие философы Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Платон. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Кант, Н. А. Бердяев, М. Ю. Бородай, Я. Э. Голосовкер, П. А. Флоренский и другие.

Психологи Л. С. Выготского, В. В. Дывадова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других рассматривали творческое воображение в своих исследованиях.

Педагоги Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, В. В. Давыдов, О. М. Дъяченко, А. А. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Н. Н. Поддъяков, Н. П. Сакулина и другие отмечали необходимость развития творческого воображения

Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования творческого воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего, а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа). И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных внешних и внутренних условий. Внешние условия природная и общественная среда ( макросреда: общество, его социально-экономическая и политическая система; стратегическое, национально-культурные и социально-демографические особенности места проживания ребенка; микросреду - непосредственное окружение, близкие взрослые, семья). Внутренние условия психического развития ребенка - это его психические особенности (развитие сознания, опыт, образование, мотивация).

На развитие воображения могут влиять различные факторы: наследственность, среда (природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни, непосредственное предметное окружение ребенка) и воспитание (эффективность зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию и его активности, которая является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения).

Учитывая условия и факторы развития творческого воображения педагоги используют различные средства для формирования творческого воображения детей. Это может быть: природа, общение, трудовая деятельность, народное творчество, искусство (музыка, литература, изо деятельность, театр) и другое.

Одним из приоритетных средств развития творческого воображения детей является искусство. Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.

Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л. С. Выготский [1], закладываются основы развития данного процесса.

Л. С. Выготский отмечал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта [3].

Л. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека" [3].

Исследования О. М. Дъяченко [5], Е. Е. Кравцовой [8], В. Т. Кудрявцева [9] и другие, включают изучение психологических закономерностей развития воображения (возможность «схватывать» целое раньше части и переносить черты одного объекта реальности на другой). Развитие этих особенностей у дошкольников рассматривалось на материале изучения различных видов деятельности, в том числе художественной.

В исследовании О. М. Дъяченко на основе модифицированного варианта методики Е. П. Торренса были разработаны задания, выполняя которые ребенок подчинял свое воображение определенной задаче (методика «Дорисовывание фигур»). В исследовании доказано, что развитие воображения стимулирует выполнение творческих заданий, а противоречия, которые обеспечивают саморазвитие воображения, зарождаются и разрешаются в деятельности. Она анализировала две линии становления творческих способностей. Первая связана со спецификой деятельности, а вторая с овладением средствами художественной выразительности, необходимыми для самостоятельности и вариативности их использования [5].

С помощью воображения ребенок не только осваивает новый опыт, прогнозирует свою жизнь, но и формирует представление о себе как личности, причем не только на данный момент, но и на будущее. Воображаемый образ может быть выражен в рисунке, отражающем в этом случае, доминирующие черты личности.

Поэтому воображение детей - это психическая деятельность, создания существующих и не существующих образов и предметов, не воспринимающихся человеком в действительности, характеризующаяся способностью создавать образы действительности, с целью адаптации в настоящей жизни и решения ситуационных проблем.

Развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности - ее характер, способности, направленность интересов, включаясь в деятельность воображения, влияют на его содержание, силу и яркость образов. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся образы воображения. Такое словесное рисование, драматизация, активизируя деятельность воображения, способную его развитию; оно развивается также в разных видах деятельности: в труде, рисовании, лепке, творческих играх [2].

Педагоги используют различные средства для формирования творческого воображения детей. Это может быть: природа, общение, искусство (музыка, литература, изо деятельность, театр, трудовая деятельность, народное искусство и другое.

Одним из важных средств развития творческого воображения детей является интеграция различных видов искусство и творческой деятельности детей.

Комарова Т. С. [6] отмечает, что интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества, способствует раскрытию его способностей.

Виды интегрированных занятий для детей 5-6 лет.

Первый вид занятий, используемый в системе - интегрированные тематические занятия направлены на обобщение и закрепление знаний по изученной теме, проводятся совместно с воспитателями групп. Задания с высоким уровнем сложности, во избежание переутомления детей, сочетаются с более простыми заданиями, играми и динамическими паузами,

Такие занятия решают задачи всестороннего развития детей : художественно-эстетического (музыка, изобразительная деятельность, познавательного, социально-нравственного. Для этого на занятиях используются высокохудожественные образцы литературных и классических музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и художественного творчества, активизирующие музыкально-творческую деятельность детей методы: перевоплощение, импровизация, упражнения-имитации и т. п.

Второй вид интегрированных занятий в системе – занятия художественно – эстетического направления. Они проводятся совместно с воспитателем по изобразительной деятельности и педагогом группы, с целью через приобщение к искусству активизировать творческий потенциал ребенка, музыкально-творческие способности.

Третий вид интегрированных занятий – занятия, проведенные со специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом). Такие занятия проводятся с цель помочь в формировании эмоционально-благополучной личности, одной из отличительных черт которой можно назвать ощущение самоценности и ценности другого человека и представляют собой комплекс интегративных психотехник: дыхательных, медитативных, танцевально - двигательных, интегративного рисунка.

Зацепина М. Б. [7] акцентирует внимание на том, что педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня развития.

На таких занятиях дети и педагог становятся партнерами, царит общая творческая атмосфера. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для дошкольников. Утомляться детям не дает постоянная смена деятельности. На интегрированных занятиях в творческий процесс, включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. Подбирая содержания необходимо ориентироваться на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства.

На занятиях используются разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции, развития творческих способностей, расширения кругозора, активации социально - адаптивных способностей.

Таким образом, занятия построены так, чтобы виды деятельности (активные и пассивные) сменяли друг друга для обеспечения работоспособности и заинтересованности детей в течение всего занятия. Использование различных методов и приемов, стимулирующих творческую активность воспитанников, способствует развитию творческих способностей, креативности личности дошкольников, творческого потенциала. Пример развлечений для детей старшего дошкольного возраста, направленных на развитие творческих способностей, представлен в (Приложении).

Можно сделать вывод, что развитие творческих способностей дошкольников возможно только при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада - создать такую развивающую среду, в которой каждый ребенок мог проявить свои способности и раскрыть творческий потенциал.

Литература

1. Валицкая А. П. докторская диссертация «Эстетика русского Просвещения» (1986).

2. Веракса Н. Е. Перспективы изучения детского развития в лаборатории способностей и творчества. // Психолог в детском саду. — 2000. — № 2-3. — С. 69-80.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1996.

4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников- М. : Academia, 1997.

5. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 2008.

6. Комарова Т. С. Изодеятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. – М., 2006

7. КомароваТ. С., ЗацепинаМ. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада /пособие для педагогов дошкольных учреждений, М. – Мозаика-Синтез, 2010 г.

8. Кравцова Е. Е. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении. Смоленск, 1992.

9. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование : опыт, проблемы и стратегия развития. 1997—2000.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей как необходимый компонент готовности к школе
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 21:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей как необходимый компонент готовности к школе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Казаненкова (УИ 601917) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД