Светлана Казаненкова
Развитие творческих способностей как необходимый компонент готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей как необходимый компонент готовности к школе
Ключевые слова: творческие способности, творческое воображение, творчество, старший дошкольный возраст.
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных задач в дошкольной педагогике. Психологической основой творческой деятельности является воображение. Это объясняется в следующем:
Публикация «Развитие творческих способностей как необходимый компонент готовности к школе» размещена в разделах
- во-первых, творческое воображение является основой любой творческой деятельности ребенка;
- во-вторых, это воображение как психическая деятельность, определенный путь развития личности ребенка в дальнейшем;
- в-третьих, воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, что в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чертеж, схема). Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Творческое воображение позволяет, минуя цепочку выводов, доказательств, как бы увидеть что-то совсем новое. [4].
«Творчество - процесс создания человеком объективно и субъективно нового, посредством специфических интеллектуальных процессов, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий. Применительно к изобразительному творчеству дошкольника - это процесс создания субъективно нового (для ребенка) продукта (рисунок, скульптурное изображение, аппликация, в который малыш вкладывает свои знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому, применив усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденные им самим средства» [4].
Проблемой развития творческого воображения занимались многие философы Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Платон. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Кант, Н. А. Бердяев, М. Ю. Бородай, Я. Э. Голосовкер, П. А. Флоренский и другие.
Психологи Л. С. Выготского, В. В. Дывадова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других рассматривали творческое воображение в своих исследованиях.
Педагоги Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, В. В. Давыдов, О. М. Дъяченко, А. А. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Н. Н. Поддъяков, Н. П. Сакулина и другие отмечали необходимость развития творческого воображения
Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования творческого воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего, а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа). И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных внешних и внутренних условий. Внешние условия природная и общественная среда ( макросреда: общество, его социально-экономическая и политическая система; стратегическое, национально-культурные и социально-демографические особенности места проживания ребенка; микросреду - непосредственное окружение, близкие взрослые, семья). Внутренние условия психического развития ребенка - это его психические особенности (развитие сознания, опыт, образование, мотивация).
На развитие воображения могут влиять различные факторы: наследственность, среда (природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни, непосредственное предметное окружение ребенка) и воспитание (эффективность зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию и его активности, которая является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения).
Учитывая условия и факторы развития творческого воображения педагоги используют различные средства для формирования творческого воображения детей. Это может быть: природа, общение, трудовая деятельность, народное творчество, искусство (музыка, литература, изо деятельность, театр) и другое.
Одним из приоритетных средств развития творческого воображения детей является искусство. Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.
Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л. С. Выготский [1], закладываются основы развития данного процесса.
Л. С. Выготский отмечал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта [3].
Л. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека" [3].
Исследования О. М. Дъяченко [5], Е. Е. Кравцовой [8], В. Т. Кудрявцева [9] и другие, включают изучение психологических закономерностей развития воображения (возможность «схватывать» целое раньше части и переносить черты одного объекта реальности на другой). Развитие этих особенностей у дошкольников рассматривалось на материале изучения различных видов деятельности, в том числе художественной.
В исследовании О. М. Дъяченко на основе модифицированного варианта методики Е. П. Торренса были разработаны задания, выполняя которые ребенок подчинял свое воображение определенной задаче (методика «Дорисовывание фигур»). В исследовании доказано, что развитие воображения стимулирует выполнение творческих заданий, а противоречия, которые обеспечивают саморазвитие воображения, зарождаются и разрешаются в деятельности. Она анализировала две линии становления творческих способностей. Первая связана со спецификой деятельности, а вторая с овладением средствами художественной выразительности, необходимыми для самостоятельности и вариативности их использования [5].
С помощью воображения ребенок не только осваивает новый опыт, прогнозирует свою жизнь, но и формирует представление о себе как личности, причем не только на данный момент, но и на будущее. Воображаемый образ может быть выражен в рисунке, отражающем в этом случае, доминирующие черты личности.
Поэтому воображение детей - это психическая деятельность, создания существующих и не существующих образов и предметов, не воспринимающихся человеком в действительности, характеризующаяся способностью создавать образы действительности, с целью адаптации в настоящей жизни и решения ситуационных проблем.
Развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности - ее характер, способности, направленность интересов, включаясь в деятельность воображения, влияют на его содержание, силу и яркость образов. Именно поэтому представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся образы воображения. Такое словесное рисование, драматизация, активизируя деятельность воображения, способную его развитию; оно развивается также в разных видах деятельности: в труде, рисовании, лепке, творческих играх [2].
Педагоги используют различные средства для формирования творческого воображения детей. Это может быть: природа, общение, искусство (музыка, литература, изо деятельность, театр, трудовая деятельность, народное искусство и другое.
Одним из важных средств развития творческого воображения детей является интеграция различных видов искусство и творческой деятельности детей.
Комарова Т. С. [6] отмечает, что интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества, способствует раскрытию его способностей.
Виды интегрированных занятий для детей 5-6 лет.
Первый вид занятий, используемый в системе - интегрированные тематические занятия направлены на обобщение и закрепление знаний по изученной теме, проводятся совместно с воспитателями групп. Задания с высоким уровнем сложности, во избежание переутомления детей, сочетаются с более простыми заданиями, играми и динамическими паузами,
Такие занятия решают задачи всестороннего развития детей : художественно-эстетического (музыка, изобразительная деятельность, познавательного, социально-нравственного. Для этого на занятиях используются высокохудожественные образцы литературных и классических музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и художественного творчества, активизирующие музыкально-творческую деятельность детей методы: перевоплощение, импровизация, упражнения-имитации и т. п.
Второй вид интегрированных занятий в системе – занятия художественно – эстетического направления. Они проводятся совместно с воспитателем по изобразительной деятельности и педагогом группы, с целью через приобщение к искусству активизировать творческий потенциал ребенка, музыкально-творческие способности.
Третий вид интегрированных занятий – занятия, проведенные со специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом). Такие занятия проводятся с цель помочь в формировании эмоционально-благополучной личности, одной из отличительных черт которой можно назвать ощущение самоценности и ценности другого человека и представляют собой комплекс интегративных психотехник: дыхательных, медитативных, танцевально - двигательных, интегративного рисунка.
Зацепина М. Б. [7] акцентирует внимание на том, что педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня развития.
На таких занятиях дети и педагог становятся партнерами, царит общая творческая атмосфера. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для дошкольников. Утомляться детям не дает постоянная смена деятельности. На интегрированных занятиях в творческий процесс, включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. Подбирая содержания необходимо ориентироваться на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства.
На занятиях используются разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции, развития творческих способностей, расширения кругозора, активации социально - адаптивных способностей.
Таким образом, занятия построены так, чтобы виды деятельности (активные и пассивные) сменяли друг друга для обеспечения работоспособности и заинтересованности детей в течение всего занятия. Использование различных методов и приемов, стимулирующих творческую активность воспитанников, способствует развитию творческих способностей, креативности личности дошкольников, творческого потенциала. Пример развлечений для детей старшего дошкольного возраста, направленных на развитие творческих способностей, представлен в (Приложении).
Можно сделать вывод, что развитие творческих способностей дошкольников возможно только при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада - создать такую развивающую среду, в которой каждый ребенок мог проявить свои способности и раскрыть творческий потенциал.
Литература
1. Валицкая А. П. докторская диссертация «Эстетика русского Просвещения» (1986).
2. Веракса Н. Е. Перспективы изучения детского развития в лаборатории способностей и творчества. // Психолог в детском саду. — 2000. — № 2-3. — С. 69-80.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1996.
4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников- М. : Academia, 1997.
5. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 2008.
6. Комарова Т. С. Изодеятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. – М., 2006
7. КомароваТ. С., ЗацепинаМ. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада /пособие для педагогов дошкольных учреждений, М. – Мозаика-Синтез, 2010 г.
8. Кравцова Е. Е. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении. Смоленск, 1992.
9. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование : опыт, проблемы и стратегия развития. 1997—2000.