Ирина Александровна Потапова
Развитие творческих способностей детей в декоративной художественной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие творческих способностей детей в декоративной художественной деятельности».
Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».
Среди задач дошкольного образования важное место занимает художественно эстетическое развитие и обучение изобразительной деятельности. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, обогащает его представления о мире. В процессе рисования проявляется детское творчество.
Публикация «Развитие творческих способностей детей в декоративной художественной деятельности» размещена в разделах
Наблюдения показывают, что некоторых наших детей отличает неумение отойти от образа, воспринимаемого в начале занятия и не желание творить, т. е. добавлять что-то свое новое, необычное, а это и есть недостаток творческих проявлений.
Изучая развитие творческих способностей в изобразительной деятельности в начале года мы провели обследование уровня изо деятельности при письменном согласии родителей:
• обследование по методике Г. Г. Григорьевой. [1]. Выявление способностей к самостоятельному созданию и реализации замысла детьми.
• определение уровня интеллектуально-эстетического развития по методике Т. С. Комарова, Т. А. Ратановой. [2].
Анализ результатов обследований показал, что дети недостаточно самостоятельны в определении замысла и его реализации, тематика детских работ отличается стереотипностью, стандартностью, однообразием. В некоторых работах видна оригинальность, что свидетельствует о развитии творческого воображения, но качество детских работ в плане выразитель-
ности невысокое.
Задачами работы стали:
- обогащение представлений детей об окружающем мире;
- содействие развитию замыслов и творческих технических умений у детей;
- ознакомление детей с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками работы с ними.
Проводимая нами система работы включала в себе три основных этапа:
I этап: Содействовать накоплению детьми непосредственных впечатлений.
На данном этапе с детьми проводились тематические экскурсии, занятия, беседы о предметах народного быта, народных промыслах, экскурсии в Кремль, домик Каширина, праздники: встреча сретенья, масленица и т. д. В занятиях по миру музыки разучивались русские – народные, хороводные игры, заклички, песни; дети слушали русские - народные мелодии. Особенно понравилась детям пляска «Веселый каблучок» и задорная «Кадриль». Для детей организовывались выставки предметов декоративно-прикладного искусства, рассматривание различных предметов народного творчества, составлялись совместно с помощью родителей альбомы по различным видам декоративно-прикладного искусства.
Параллельно с этим проводилась работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды разнообразными предметами народного промысла и различными изобразительными материалами для воплощения собственного творческого замысла.
Для этого было сделано следующее:
1. пополнили предметно - развивающую среду мини-центра группы художественно - эстетического развития предметами декоративно-прикладного искусства;
2. обогатили среду разнообразными изобразительными материалами: цветной и бархатной бумагой, клеем, гуашевыми и акварельными красками, тушью, свечами, пластилином, соленым тестом, глиной, манкой, восковыми мелками, пастелью, сангиной, углем, тычками, трафаретами. ; дидактическими играми: «Собери узор», «Отгадай, какая роспись», «Продолжи узор», «Мозаика». Причем некоторые игры: «Продолжи узор», «Мозаика» дети делали сами для себя и детей старшей и средней групп.
3. Создали альбомы и наглядный материал (репродукции изделий по различным видам декоративно-прикладного искусства).
В среде мы разложили материал в доступном для детей месте. Ребята могут в любое время по желанию рисовать. Детские рисунки хранятся, выставляются, дарятся своим друзьям, воспитателям и мамам и папам.
Мы старались, чтобы каждый ребенок мог реализовать свою потребность в свободных действиях с изобразительным материалом, приобрести свой опыт, свое представление об этих материалах. Создавая условия для творческих действий с материалом, мы предлагали, как знакомый им материал (гуашь, акварель, восковые мелки, пластилин, так и менее знакомый: (соленое тесто, тушь, пастель, уголь, канцелярский клей, бархатная бумага, печати из овощей, поролона, ватные палочки). Мы побуждали к действию с различными материалами и их комбинациями, а также знакомили с новыми необычными техниками: гратажж, пальчиковый рисунок, печатанье трафаретами и руками (ладонью, боком, сгибом, кулачком, пластилинография и т. д. Ксюше и Мелиссе понравилось пальцеграфия, печатанье лошадками. Девочки придумали много интересных образов: рыбки, осьминог, петушок, медведь, бабочка, птички и так далее. Было видно, что дети действуют материалами с интересом. Очень радовались полученным результатам.
Со временем у детей появился интерес к русскому народному творчеству к Нижегородскому краю, его песням, сказкам. Был проведен цикл занятий по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством, включенные в занятия по социальному миру. Дети накопили яркие эмоциональные впечатления, познакомились с нетрадиционными материалами, стали их использовать в свободной деятельности. Эти достижения, позволили перейти ко II этапу работы.
II этап: «Владение техникой и развитие изобразительных умений и навыков детей в изобразительной деятельности».
Данный этап включал в себя серию занятий, которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в среде группы. Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки. Ксюше понравилось украшать узором силуэты дымковских барышней. Денису понравилась техника гратажа, он с удовольствие процарапывал черный фон получал интересные узоры. Данный этап способствовал формированию изобразительных умений и навыков в соответствии с особенностями разных видов декоративно-прикладного искусства, формированию умения самостоятельно и творчески использовать их в свободной, самостоятельной деятельности.
III этап: «Творческий»
Данный этап включал в себя занятий, в процессе которых дети имеют возможность творчески решать постановленные изобразительные задачи. Деятельность проводилась в игровой форме и содержали в себе проблемные ситуации, решение которых завесило от самостоятельных творческих действий детей.
Мы предлагаем детям отправиться в сказочные путешествия, в которых возникала необходимость стать мастерами, художниками, прийти на помощь попавшим в беду или сделать подарок. Например, царь Берендей прислал детям посылку с необычными силуэтами посуды, а то не царское это дело на обычной посуде есть. Причем к такому выводу пришли сами дети, увидев в предложенном – силуэты посуды и вспомнив различные виды росписи и способы их рисования. Стали дети мастерами и выбрали понравившийся силуэт, материал и замысливали свой неповторимый узор. Процесс сопровождался яркими положительными эмоциями и речевыми высказываниями: «Я сейчас для царя такой узор нарисую, что уточка получится нарядная, яркая. На этом занятии было предложено конкретная тема – Хохлома, её подсказала загадка, т. е. была поставлена конкретная творческая задача, причем в такой форме, чтобы выполнить ее можно было по-разному, проявлял инициативу в воплощении замысла. Особенно эффективны для развития инициативы, активности и самостоятельности, занятия, на которых дети сами придумывают содержание своих работ. Например: в проблемной ситуации, когда мастеров русских похитили злые силы не осталось на Руси радости, ярких красок, все кругом застелил серый морок дети предложили не поддаваться унынию, а завести веселые хороводы, песни, заклички, а Мелисса предложила разукрасить все вокруг яркими красками, что бы вернулась в мир радость и красота. Каждый становился мастером понравившегося ему больше всего вида декоративно-прикладного искусства : гжель, хохлома, городец, дымка, филимоново. Активность детей достигается и путем их привлечения к анализу выполненных работ. Причем, вопросы педагогов направляют малышей не на сравнения рисунков, а на поиски наиболее выразительных средств изображения.
Дети самостоятельно пришли к выводу, что пластилин придает изделию объемность, гуашь - яркость, фломастеры - четкость линий, различные тычки и печатки упрощают рисование округлых форм.
Иногда дети на одном занятии не заканчивали работу, тогда мы предлагали им подумать дома, что еще и как поможет улучшить их замысел. Такой прием поддерживает интерес и настроение малышей и способствует развитию их творческого воображения.
Таким образом, творческие занятия одновременно способствуют осуществлению задач воспитания и развитию художественной способности детей
Мы отмечали увеличение интереса к декоративному рисованию, причем дети в
свободной деятельности использовали нестандартный материал. Ежемесячно
устраивались индивидуальные выставки Андрея, Дениса «Волшебные птицы», а работы Алеши и Ксюши «Золотая хохлома» украсили группу.
Окончание III этапа обусловлено не только применением разнообразных навыков в творческой деятельности, но и развитием творческих замыслов детей, умений видеть зависимость выразительного образа от способов изображения. Дети стали более самостоятельными, инициативными, активными.
Параллельно с работой с детьми по развитию творчества в декоративном рисовании, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.
В работе с родителями мы используем следующие формы:
*Родительские собрания,
*Показательные мероприятия
*анкетирование
*Беседы
* Участие родителей в оснащении группы игровым материалом Совместные мероприятия:
*Праздники
*Развлечения
*выставки совместных работ
* фотовыставки Информирование:
*Консультации
*Памятки
*Семинары-практикумы
*метод. литература
При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей.
Результатами проделанной работы стали
- развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
- развитие способности самостоятельно создавать замысел и реализовывать его с использованием нестандартных материалов.