Марина Васильевна Гнусова
Педсовет «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в коммуникативной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические материалы
к педсовету «Развитие творческих способностей воспитанников
в коммуникативной деятельности»
Терминологический минимум:
Творчество - деятельность человека, созидающая новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания.
Публикация «Педсовет „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в коммуникативной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка, особенностью которого является то, что он должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования.
Словесное творчество – деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы).
Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ.
Теоретические материалы:
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образова-тельной области «Коммуникация» :
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
Задачи:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Интеграция с другими образовательными областями:
Познание развитие познавательно-исследовательской и продук-тивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми
Социализация развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения
Здоровье развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека
Труд развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых
Художественное творчество развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности
Музыка развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки
Безопасность развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания
Чтение художест-венной литерату-ры развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи
Физическая куль-тура развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение
Творческие способности детей в коммуникативной деятельности прояв-ляются в виде словесного творчества, которое выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ
Термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.
Особенности творческого рассказывания :
– ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования;
– ребенку необходимо умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку;
– ребенок должен уметь точно, выразительно и занимательно переда-вать свой замысел;
– ребенку необходимы умения выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рас-сказ.
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.
Педагогические условия обучения творческому рассказыванию :
– обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;
– обогащение и активизация словаря;
– умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;
– правильное понимание детьми задания придумать.
Этапы обучения творческому рассказыванию :
1. Этап накопления опыта (педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства).
2. Собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.
3. Появление новой продукции (ее качество, ее завершение, эстетиче-ское удовольствие).
4. Анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.
Психолого–физиологические основы творческого рассказывания :
В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.
Приемы обучения творческому рассказыванию :
– рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам;
– придумывание реалистических сюжетов (придумывание продолжения и завершения рассказа);
– рассказывание по образцу;
– вспомогательные вопросы;
– план в виде вопросов и др.