Наталия Чуева
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (пп. 4, п. 9, п. 18.2.3) ставятся следующие задачи: формирование общей культуры, интеллектуальных, нравственных и личностных качеств дошкольника, развитие обучения. Сущность проблемы сводится к тому, что последнее время пристальное внимание направлено на возрождение культуры чтения, утраченной современным российским обществом, в связи с чем стандартизация образования позволит России войти в систему мировой культуры. Целевой ориентир в развитии речи заключается в том, что выходя из дошкольной организации, воспитанники должны владеть устной речью, посредством которой смогут выражать свои мысли и желания, полноценно высказаться при общении.
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В дошкольном возрасте у ребенка развивается речь, которая взаимосвязана с особенностями деятельности и общения, показателем которой служит практическое употребление в общении с другими людьми. Важный аспект развития речи дошкольников заключен в увеличении объема обобщающих слов и придаточных предложений, что будет свидетельствовать о развитии у детей отвлеченного мышления. Подобные достижения в развитии речи дошкольников играют настолько важную роль, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, а и о развитии качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.
Работы психологов и педагогов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Э. Б. Эльконина и др. свидетельствуют о том, что в старшем дошкольном возрасте дети осмысленно воспринимают возникающие в понимании содержание и нравственный смысл произведения, способны выделить и заметить средства художественной выразительности.
Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в дошкольном образовательном учреждении плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, В. В. Гербовой, О. С. Ушаковой, в которых сформированная речь воздействует на развитие связной речи, представляющей основу обучения в старшем дошкольном возрасте, при этом дошкольники осознают смысл литературного произведения и дают оценку определенным особенностям художественной формы, определяющее содержание, в связи с чем объясняется зарождение связной речи на данном этапе дошкольного возраста.
Для формирования связной речи ребенка основополагающим средством считается применение русской народной сказки, что подтверждается приемами и методиками формирования речи старших дошкольников педагогов Карпова С. И, Гарифулиной Г. А., Гербова В. М. и др.
Подчеркнем, что сказке свойственна система речевых средств, которая выражается в мелодичности, поэтичности, повторах различных словосочетаний, метафорах, образных сравнениях, поучительных пословицах. Путешествие в мир сказки позволяет дошкольнику развить воображение, фантазию, тем самым побуждая их к сочинительству.
В то же время смекалка и умение придумывать сказки является проявлением творческой работы дошкольника играющая важную роль в умственном, нравственном, эстетическом развитии личности ребенка. Стоит обратить внимание на отсутствие четкости, логичности и системности при сочинении сказок дошкольниками.