Татьяна Дейко
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
▼ Скачать +Заказ
Статья "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"
Сегодня хочу представить вам опыт своей работы по теме: Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Мною было проведено анкетирование родителей по теме «Часто ли вы посещаете театр?». Результаты анкетирования показали, что 75% родителей не знакомят детей с миром театра, заменяя его на компьютер и телевизор. Предпочтение отдаётся не отечественным фильмам и мультфильмам, а зачастую низкопробным зарубежным «пустышкам». Этот год был особенно трудным. В условиях пандемии дети стали заложниками интернета.
В своей работе я основывалась на нормативных документах дошкольного образования, ФГОС, научных трудах Выготского, Сорокиной, Гербовой и других
В работе я опиралась на программу Н. Ф. Сорокина и Л. Г. Миланович «Театр – творчество – дети»В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», так же на основе их трудов и других авторов я разработала рабочую программу кружка «Добрая сказка», которую активно использовала в работе.
Организационные условия моей работы, это прежде всего обновление и актуализация ППРС группы и трансляция опыта среди коллег, родителей и в педагогических сообществах.
Актуальность темы
На сегодняшний день проблема воспитания у детей грамматически правильной речи встаёт очень остро. С каждым днём растёт количество детей, имеющих серьёзные нарушения в речевом развитии. Почти все бывшие дошкольники, придя в школу, с первых дней испытывают трудности в изучении русского языка. Продолжает расти вытеснение потребности в общении интернетом и телевидением, снижается интерес к духовным ценностям, к миру искусства, отсутствует познавательная активность, творческое воображения у дошкольников.
В современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
В своей работе мы педагоги стремимся к обозначенным требованиям к результату освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования, так называемым целевым ориентирам, данными нам в нормативном документе ФГОС ДО. Эти требования как нельзя отражаются в моей теме, ведь овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Театрализованная деятельность это средство всестороннего развития ребенка, и ключевое в ней ребёнок играя – развивается!
Затруднения с которыми сталкиваются педагоги работая в этой области, это не достаточная творческая активность педагога. Мне это не свойственно, этой темой я занимаюсь давно и личность я творческая и всесторонняя.
Театрализованная деятельность недооценена педагогами, многие стремятся дать знания, традиционным путем, хотя главная деятельность ребенка дошкольного возраста игровая и именно театрализованная деятельность вмещает в себя игровую, коммуникативную, двигательную и другие виды детской деятельности.
Теоретический аспект проблемы
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Такая помощь дошкольникам может состоять в организации театрализованной деятельности, которая способствует развитию речи, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и развитию ребенка в целом. Изучению проблемы речевого развития всегда уделялось особое внимание. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по приобщению дошкольников к миру театрального искусства- Н. Ф. Сорокина,Т. Н. Караманенко, Л. В. Филиппова, Е. Е. Кравцова, М. И. Чистякова, Л. В. Куцакова и т. д.
Цель моей работы активизировать и развивать речь детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Из цели следуют задачи они представлены на слайде.
Знакомясь с театральным творчеством, участвуя в театрализованной деятельности дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы)и монологической (словесное творчество) речи, используют средства художественной выразительности языка. В результате целенаправленного использования театрализованных игр в организованной образовательной деятельности (ООД, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых становится возможным построение связных высказываний, развивается мышление, память, воображение. Речь детей становится эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
8 слайд – деятельностный аспект // этапы работы
Моя работа по данной теме происходила в 3 этапа :
• подготовительный, его можно назвать аналитико-диагностический, где анализируется проблема и проводится мониторинг речевого развития детей группы
• основной этап он же практический, в нем шла реализация написанного плана работы по театральной деятельности с детьми.
• И 3 этап заключительный подведение итог и анализ работы.
В подготовительном этапе я провела вводный мониторинг речевого развития детей группы, с целью выявить их уровень развития речи. Мониторинг проводился по методике авторов О. А. Безруковой,О. Н. Каленковой «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста», соответственно возрасту детей 5-6 лет
Основные аспекты при мониторинге для оценки реи ребенка следующие:
сформированность лексической системности;
— сформированность грамматической компетенции;
— сформированность фонологической компетенции.
Оценка речевой продукции проводится на основе качественных характеристик.
Результат мониторинга оказался следующим: речь сформирована в соответствии с возрастом у 8% детей, в стадии формирования, имелись трудности в отдельных аспектах речи у 73%, а у 27% речевое развитие не соответствовало возрасту ребёнка и были системные нарушения речи. Отсюда следует что необходимо проводить работу направленную на речевое развитие детей. В основу моей работы была положена гипотеза, исходящая из того, что систематизированная, планомерная театрализованная деятельность может быть эффективной в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Так же проведено анкетирование родителей на тему «,», которое показало нехватку знаний в области речевого развития и заинтересованности в организации театрализованной деятельности в ДОУ с их детьми.
Предметно-пространственная развивающая среда
организация развивающей предметно-пространственной среды, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе одна из главных задач в моей работе.
При создании развивающего пространства в групповом помещении я учитывала ведущую роль игровой деятельности.
А так все требования к ППРС в соответствии с ФГОС ДО : содержательно насыщенная, полифункциональная, доступная и др аспекты
11 слайд – ППРС /Виды театра
Для реализации поставленных задач и осуществления педагогической работы мною были созданы и пополнены следующие виды театров:
• Шагающие пальчики
• Матрешковый
• Варежковый
• Конусный и др.
Дети и родители принимали в создании атрибутов к театрам активной участие.
Связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивает целостность образовательного процесса – это ярко видно в такой детской деятельности как театрализованная. Интеграция идет по всем видам детской деятельности:
• Игровая
• познавательно-исследовательская
• Коммуникативная деятельность
• Двигательная деятельность
• Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность
• Изобразительная деятельность
• Конструирование, ручной труд
• Музыкальная деятельность
• Восприятие художественной литературы
Тань свяжи с театром все виды деятельности прям пару слов
На слайде я представила только основные.
Технология интеграции это одно из важных условий для развития детских способностей, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога.
Результат педагогической деятельности показал, что дети свободно ведут диалог, умеют грамотно задавать вопросы, умеют грамотно отвечать на вопросы, Используют в своей речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Таким образом, практика показала, что театрализованная игра являет
я одним из эффективных средств развития связной речи у старших дошкольников при условии ее сочетания с другими видами детской деятельности.
Данная работа не является исчерпывающей. Мне представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов использования театрализованной деятельности не только как средства развития связной речи детей, но и как способа формирования межличностных отношений старших дошкольников, поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, новых технологий в работе с детьми.