МААМ-картинки

Развитие речи детей раннего возраста (из опыта работы)

Никитина Ирина Николаевна
Развитие речи детей раннего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей раннего возраста

Воспитатель ГБДОУ №60

Приморского района СПб

Никитина И. Н.

Эту статью меня подтолкнуло написать то, что сейчас всё больше и больше детей начинают говорить очень поздно. По данным РГПУ им. Герцена ребёнок в год должен говорить 1-10 слов и знать в пассиве 30-60 слов. Но многие и в два с половиной года не выходят на эту норму. Может быть, стоит пересмотреть нормы речевого развития ребёнка? Я полностью согласна с Ольгой Ивановной Азовой, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры логопедии МПСУ, директором детского неврологического и реабилитационного центра «Логопед прогноз» : «Проще думать не о причинах задержки речи, а о фальсификации нормотипичного развития. Ведь если даже у многих детей развитие будет опаздывать, это не значит, что нормы нет». В разные годы в ЛГПИ им. Герцена проводились исследования речевого развития у детей. В 70-е годы все дети укладывались в речевую норму, в 80-е и 90-е – уже не все, и процент нормированного речевого развития с каждым годом понижался.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Поэтому стоит беспокоиться, если ребёнок не говорит и проводить систематические занятия по развитию речи. Но стоит не забывать, что в игровой форме всё усваивается ребёнком намного быстрее и легче.

Малыш может впервые произнести только те слова, которые он неоднократно слышал от взрослых, поэтому, если вы не будете с ним часто и подолгу говорить, то он «не заговорит». Говорить с ребёнком надо медленно, выразительно, чётко, чтобы ему было ясно, что обозначает то или иное слово. Дети первых лет жизни любят «упрощённые слова» - замену слова несколькими звуками из него: «но» - ножки, «пу» - пуговица и т. д. Часто слова заменяются звуками, подражающими действию предмета: «Би-би» - автомобиль, «ав-ав» - собачка, «му-му» - корова. Звуки – первые выразители желаний и эмоций малыша: «а-а» - просьба на горшочек, «бо-бо» - больно, «бя» - плохо, невкусно, «пай» - похвала. Лишь в конце второго года или на третьем году дети уже произносят слова полностью. Никогда не откладывайте на потом формирование связной речи ребёнка, чем раньше вы займётесь речью детей – тем лучше.

Итак, приступаем к освоению речи ребёнком. Для этого стоит убрать всё, что мешает говорить. В первую очередь, это соска: она не даёт развиваться мышцам губ и языка, да и просто мешает говорить.

Вы утро начинаете с зарядки? Вот и для детского язычка она тоже необходима. А зарядка для язычка — это так весело. И язычок разработали и поиграли.

Никогда не забывайте про мелкую моторику. В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку, игры в волшебный мешочек (вытаскивать предметы по одному, нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Как можно чаще читайте детям книги, рассматривайте иллюстрации, рассказывайте что-то. Ваша речь будет развивать как словарный запас ребёнка, так и саму речь малыша. Не перекладывайте живую речь на магнитофонные записи и телевизор. Именно живая речь воспринимается ребёнком в полном объёме. Прочитав где-то, что маленький ребёнок практически не воспринимает на слух речь, которая произносится в записи, я сначала не поверила. Такие чудесные аудиодиски с записями сказок, которые озвучены чудесными актёрами, и ребёнок их не понимает? но потом убедилась на собственном опыте, что дети очень быстро перестают вслушиваться в запись. Мне приходилось дублировать речь великолепных актёров и, о чудо, дети внимательно слушали. Речь, произнесённая в живую своим тембром, вибрациями была более понятна ребёнку, чем запись. Поэтому не заменяйте общение вживую, на различные гаджеты, какие бы чудесные записи на них не были.

Чаще разговаривайте с ребёнком, но только не заменяйте правильную речь детским лепетом, словами заменителями. Ребёнок должен слышать новые слова, постоянно слышимая речь разовьёт у малыша словарный запас и научит правильно говорить. Пополните свой запас потешками, стихами, песенками. Если бы вы знали, как обожают дети песенки. Порой именно они подталкивают детей начать произносить слова, вернее, пропевать, но это уже шаг к разговорной речи, ведь плавность фраз стимулирует работу речевого аппарата.

А ещё, никогда не заставляйте ребёнка повторять. Захочет, повторит сам, просто организуйте игру, например, «Повторялки», «Обезьянки», «Микрофон». Пусть дети. Как игрушечный хомячок-повторялка произносит за вами слова. Во время игры можно поменяться с детьми местами: теперь он будет говорить, а вы повторять. Ребёнок произносит «ба-ба», «ду-ду», а вы повторяете за ним. И вдруг вы придумываете свой слог и если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами. А можно играть и по-другому. Например, придумывать на слоги-слова ребё нка простые и доступные малышу предложения:

«Ти-ти». На их основе вводим слова «пТИчка» и «леТИ». На прогулке насыпьте зернышки и позовите птичек: «Птичка, леТИ, покушай. Вот, леТИт птичка. Кушай!». Потом просите малыша позвать птичек.

«Мяу» и «ми». Поиграйте так: «Киска, где твоя МИска? Давай молочка нальем! Вот, киса, молоко. Лакай!» Можете передразнить, как киска лакает язычком — это хорошее артикуляционное упражнение. «Вот, киса, МЯсо, кушай!»

Ещё ребёнка можно заинтересовать произнесением слов таким, казалось бы, неожиданным способом – мнемотаблицей.

Мнемотаблицы бывают разные: одни объединяют в себе различные признаки и свойства предметов, другие помогают рассказать сказку (мнемодорожки, запомнить стихотворение.

Мнемотаблицы на запоминание стихов создадут у ребёнка иллюзию чтения книги им самим. Но ведь это и в действительности так – ребёнок читает только не словами, а символами. Картинки-символы побуждают его говорить слова, обогащают и пассивный словарь.

Мнемотаблицы можно придумать на любые стихотворения, песенки, потешки. Любимые стихи Агнии Барто, как нельзя лучше поддаются символическим обозначениям слов картинками.

Мнемотаблица на стихотворение А. Барто «Бычок»

Мнемотаблица на стихотворение О. Высотской «Холодно»

Ребёнок может произносить по таблице, как отдельные слова, так и просто звукоподражать. Мнемотаблица это произведение, где вместо слов иллюстрации или символы. А вы знаете, как дети любят интересные красочные иллюстрации. Кроме этого, можно сделать мнемотаблицы вместе с ребёнком. Произнося стихотворение, подбираете иллюстративный материал к нему и вклеиваете в соответствующую ячейку-строчку. Это ещё один способ обогатить словарь ребёнка, позволить ему наглядно увидеть в картинке действие (идёт, плачет, а, впоследствии, и поможет вспомнить стихотворение и как бы «прочитать» его по таблице. Если таблицы сделать не очень большими, то их можно оформить в книгу.

Мнемотаблица на стихотворение Н. В. Нищевой «Воробей»

Вот так не навязчиво, работая каждый день над речью детей можно научить их говорить.

Помните, что ребёнок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре. Дети обожают подражать. Главное, чтобы это было интересно. И помните, что развитию активной речи ребёнка способствуют следующие приё мы:

• Многократное повторение речевого материала;

• Паузы в речи взрослого, которые дают ребёнку возможность высказаться доступными ему средствами;

• Вопросы к ребёнку;

• Использование стихотворных текстов;

• Использование текстов с повторяющимися элементами;

• Договаривание последних слов в знакомых фразах, стихотворениях, сказках;

• Ритмическое сочетание текста с мелодией (пение детских песенок);

• Договаривание слов-отгадок в рифмованных загадках;

• Использование иллюстраций к текстам;

• Обыгрывание текста.

Перечисленные приёмы способствуют развитию активной речи детей. Главное всё делать без запинки, чтобы не сбивать ритм игры. Все слова произносить правильно, движения делать синхронно с текстом.

Главное ещё не забывать, что развитие речи у детей происходит очень индивидуально. Хвалите ребёнка за каждый, пусть даже незначительный, успех. Но, всё- таки, не забывайте, что иногда стоит посоветоваться со специалистами, если вы видите, что ребёнок не вписывается в речевую норму.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 20 января 2020 в 12:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей раннего возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Никитина Ирина Николаевна (УИ 2160089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД