Оксана Валерьевна Терешкевич
Развитие речевых способностей дошкольников средствами пальчиковых игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевых способностей дошкольников
средствами пальчиковых игр и упражнений
Активным периодом развития детей принято считать дошкольный возраст. Именно тогда происходит формирование всех сторон личности и становление необходимых навыков и умений. Особая роль в этом вопросе отводится развитию речевых способностей. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Раннее обучение родному языку открывает ребёнку безграничные возможности в настоящем и будущем.
Публикация «Развитие речевых способностей дошкольников средствами пальчиковых игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2019
Взросление ребёнка сопровождается расширением его круга общения и требует от него развития коммуникативных качеств. Это способствует полноценному овладению ребёнком речи и средствами общения. В свою очередь, развитие речи становится предпосылкой для качественного изменения психических процессов у ребёнка и способствует формированию новообразований. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Кроме того, речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Педагоги и психологи отмечают, что ученики, обладающие высоким уровнем развития речи, легче учатся, быстрее понимают и «схватывают» материал, лаконично излагают свои мысли и успешнее в умственной работе. Таким образом, развитие речи является закономерным и вместе с тем важным процессом в дошкольном возрасте. Овладением этого непростого умения необходимо заниматься с самого раннего детства и продолжать всю жизнь. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа и знакомстве с его традициями.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.
Наиболее эффективным способом развития мелкой моторики у дошкольников являются пальчиковые игры и упражнения. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и эффективно действуют на кору головного мозга. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Пальчиковые игры и упражнения положительно влияют на развитие речи, осуществляют тренировку памяти, способствуют двигательной ловкости и гибкости, выполняют функцию релаксации и профилактики плохого настроения. Разнообразные действия руками стимулируют процесс умственного развития ребёнка, развивают творческие способности и фантазию. Они помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков и тренировать артикуляционный аппарат. Пальчиковые игры – это один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Таким образом, чем лучше и чаще работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок себя чувствует и развивается.
У самых разных народов мира пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно - сосудистой системы, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетнего возраста учили детей в «Ладушки», «Сороку - Белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
На лугу стоит ромашка (руки сложены ладонями вместе)
В белой шелковой рубашке. (поочерёдное поглаживание ладоней)
Головой она качает (ладони вместе. Покачивание от себя- к себе)
Жёлтым глазом нам мигает. (сжимаем ритмично в кулаки)
Я хочу построить дом, чтоб окошко было в нём. (руки над головой -«крыша»)
Чтоб у дома дверь была, рядом чтоб сосна росла. (ладони перед лицом)
Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял. (руки на локтях, пальцы щепотью. Поочерёдное открывание.)
Солнце было, дождик шёл и цветок в саду расцвёл. (ладони вместе, круговое вращение. Стряхивание. «Фонарик»)
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи и моторики у детей. Проговаривание текстов способствует развитию пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия. Тренирует быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться или расслабляться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. Пальчиковые игры и упражнения вполне можно считать активными методами обучения детей. Использовать их как компонент игровых технологий и продуктивно решать задачу развития речевых способностей дошкольников.
Литература
1. Бардышева Т. Ю. Умелые пальчики. - М. :ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов/ А Е. Белая. – М. : АСТ: Астрель: Профиздат,2007. 3. Елецкая О. В., Е. Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М. :ТЦ Сфера,2005.
4 .Закревская О. В. Развивайся, малыш!. -М. : Изд-во ГНОМ и Д,2007.
5. Козырева Л. М развитие речи. Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007.
6. Рузина М. С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006. 7. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры/ Е. Ф. Черенкова. М: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2008
8. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Е. А. Янушко. – М. : Мозаика – Синтез, 2007.