Eкатерина Борисенко
Развитие мотивационной готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В современной социокультурной ситуации развития общества необходимость в инновационной образовательной деятельности в дошкольных организациях обусловлено следующими фактами. Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования повлияли на модернизацию системы образования, методологию и технологии образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Во-вторых, создание новых типов дошкольных организаций предопределяет необходимость в их развитии и совершенствовании в целях достижения конкурентоспособности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Анализ научно-педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что в педагогической науке сложились теоретические предпосылки для исследования готовности педагога к инновационной деятельности как фактора, позволяющего нивелировать проявления негативных характеристик профессиональных стереотипов и профессионального выгорания. Основанием для такого вывода послужили исследования В. И. Антонюка, А. Л. Бесшапошникова, В. Г. Войцеховского, В. Б. Власова, М. В. Волкова, В. Н. Гасилина, В. Ф. Галыгина, Н. А. Ильина, М. В. Кроза, В. В. Сильвестрова, О. С. Советова, П. Д. Тищенко, Л. В. Шибаева, которые в своих работах определяют готовность педагога к инновационной деятельности как фактор, способный изменять устоявшиеся стереотипы профессионально-педагогической деятельности. Внедрение инноваций требует новых способов решения образовательных проблем, предполагает изменение профессиональных стереотипов, связанных с изменением подхода к образованию, его целями, используемыми методами (В. И. Журавлев, В. С. Лазарев и т. д.).
По мнению Н. Р. Юсуфбековой, инновационная деятельность – это деятельность, для которой характерно созидание, апробация и внедрение новшеств, следствием чего является повышение качества образования (благоприятно влияющего на интеллектуальную, духовную, эмоциональную и физическую сферы подрастающего поколения). Инновационная деятельность связана с существенными изменениями в содержании образования, в организации образовательных процессов, в образовательных средствах или в образовательном пространстве [4].
В психолого-педагогических исследованиях уделяется внимание готовности педагога к инновационной деятельности (В. П. Ларина, А. В. Лоренсов, И. Е. Пискарева, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, Н. П. Фетискин и др., где мотивационный компонент выделяется наряду с креативным, технологическим и рефлексивным компонентами.
В структуре готовности педагога к инновационной деятельности И. Д. Дерновский и Ф. Р. Султанова выделяют мотивационный компонент первым. Поэтому мы можем предположить, что именно мотивация является наиболее важной в организации осуществления инновационной деятельности педагогом дошкольного образовательного учреждения [1; 3].
По мнению О. Н. Коптяевой, мотивационная готовность педагогов – это совокупность внутренних мотивов, соответствующих инновационной деятельности и обеспечивает успешность ее освоения и осуществления [2].
Под понятием «мотивационная готовность к инновационной деятельности» мы понимаем определенную совокупность внутренних мотивов инновационной деятельности, которые определяют успешность ее освоения и осуществления. На основе научных публикаций и работ исследователей (М. И. Дьяченко, Л. Н. Захарова, И. Е. Пискарева, В. А. Сластенин, Б. А. Сосновский и др.) можно выделить основные показатели мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности в детском саду :
проявление интереса к инновациям позитивное отношение к инновациям, желание заниматься нововведениями, переживание позитивных эмоциональных состояний, с вязанных с инновационной деятельностью, оценка своего профессионально-личностного опыта в контексте инноваций, положительное отношение к перспективам инновационной деятельности;
сформированность мотива саморазвития и самообразования осознание своих потенциальных возможностей, необходимости работы над собой, появление большей уверенности в себе;
сформированность мотива преодоления профессиональных барьеров и затруднений осознание педагогом недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить, осознание своих профессиональных проблем, самостоятельное решение данных проблем и принятие ответственности за свои решения.
Мы рассматриваем следующие компоненты мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности и в соответствии с ними показатели:
ценностный компонент (мотивация к освоению и осуществлению инновационной деятельности в образовательном процессе детского сада, (система мотивов выбора профессиональной деятельности, ориентация на ценности педагогической деятельности);
операционально-деятельностный компонент (сформированность конкретных умений планирования и осуществления инновационной деятельности в образовательном процессе);
рефлексивно-оценочный (рефлексивность личностно-смыслового отношения к инновационной деятельности в образовательном процессе).
Процесс развития мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности мы рассматриваем как целесообразный, организованный процесс, актуализирующий инновационный потенциал педагога, способствующий развитию личностных и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления инновационной деятельности.
Этапы развития мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности включают :
1) диагностика уровня мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности в дошкольной организации;
2) разработка индивидуального маршрута развития мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности;
3) определение стратегии реализации индивидуального маршрута развития мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности;
4) осуществление педагогом индивидуального маршрута развития мотивационной готовности к инновационной деятельности.
На первом этапе проводиться диагностика исходного уровня мотивационной готовности к инновационной деятельности.
На втором этапе осуществляется постановка целей и задач, определение форм и методов реализации индивидуального маршрута развития мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности. С этой целью анализируется профессиональная деятельность педагога, выявляются проблемы и затруднения в осуществлении инновационной деятельности, планируются варианты решения выявленных проблем и затруднений. Это помогает педагогу определить для себя цель и задачи в осуществлении инновационной деятельности.
На третьем этапе проектирования индивидуального маршрута развития мотивационной готовности педагога к определяется стратегия и условия реализации индивидуального маршрута. Педагог осуществляет проектирование этапов индивидуального маршрута развития мотивационной готовности педагога к инновационной детяльности, описывает необходимые действия на каждом из них и результаты реализации маршрута.
На четвертом этапе педагог реализовывает в профессиональной деятельности индивидуальный маршрут развития мотивационной готовности к инновационной деятельности. В соответствии с потенциальными возможностями и профессиональными потребностями педагог совместно со старшим воспитателем корректирует свой индивидуальной маршрут развития.
В перспективе педагог может самостоятельно планировать и корректировать свой индивидуальный маршрут развития мотивационной готовности к инновационной деятельности с учетом приобретенного субъективного опыта осуществления инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Таким образом, в современной ситуации перехода отечественной системы образования на новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования дошкольные образовательные организации автоматически включаются в инновационную деятельность, поэтому, как следствие, у педагога должна быть актуализирована ориентация на инновационную деятельность. Как один из важнейших компонентов профессиональной готовности, мотивационная готовность является условием эффективности инновационной деятельности педагога, способствующей максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. Развитие мотивационной готовности к осуществлению инновационной деятельности формирует инновационную позицию педагога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дерновский И. Д. Инновационные педагогические технологии : учеб. пособ. – К. : «Академвидав», 2004. – 352 с.
2. Коптяева О. Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности : дис. канд. псих. наук: 19.00.07. Ярославль. гос. ун-т. 2009. 243 с.
3. Султанова Ф. Р. Управление инновационной деятельностью учреждения дополнительного образования детей: автореф. дис. канд. пед. наук. – Ижевск, 2005. – 20 с.
4. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики : опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. – М., 1991. – 91 с.