Федорова Оксана Валерьевна
Развитие мелкой моторики детей 2–4 лет средствами пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики детей 2-4 лет средствами пластилинографии
Федорова Оксана Валерьевна
МДОУ «Д/с № 114 о. в.»
г. Магнитогорск
Проблема развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста всегда волновала педагогов и родителей. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга. Поэтому развитие мелкой моторики рук ребенка влияют на развитие речи, а также на его общее развитие, на развитие интеллектуальных способностей.
Публикация «Развитие мелкой моторики детей 2–4 лет средствами пластилинографии» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, поэтому проблему развития мелкой моторики рук можно считать актуальной и востребованной. Одним из эффективных средств развития мелкой моторики у дошкольников может стать пластилинография – нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Занятия пластилинографией способствуют :
- развитию внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе;
- развитию умелости рук, укреплению силы рук, подготовке руки к освоению письма;
- формированию различных способов и приемов техники пластилиновой живописи : мять, комкать, скручивать в комки и т. д.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Немаловажным для работы с детьми является подбор материала. Для пластилинографии подбирается пластилин чистых цветов, мягкий, нелипнущий к рукам и не токсичный. Основа – плотный картон (не глянцевый, к которому хорошо прилипает пластилин. Картон с нанесенным рисунком – шаблоном желательно заламинировать или заклеить скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объема и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчески, стеки. На каждомзанятии перед ребенком ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях.
Можно лепить простые по форме, знакомые малышам предметы (на основе шариков и колбасок). Необходимо, чтобы во время работы предмет (или муляж) был у детей перед глазами в качестве образца. Перед началом работы нужно помочь детям определить форму, цвет предмета, выделить важные детали. Такие занятия можно разделить на следующие виды:
1) используется только прием скатывания;
2) используется только прием раскатывания;
3) используются оба предыдущих приема, а также прием разрезания.
Чтобы навыки лучше усвоились, быстрее закрепились и не смешивались, обучение должно проводиться поэтапно.
1 этап. Освоение приемов размазывания и надавливания. (Лыкова И. А., 2007, с. 19). На этих занятиях дети учатся создавать пластилиновые картинки с помощью приемов надавливания и размазывания. Такая методика работы с пластилином позволяет очень быстро создавать яркие пластилиновые картинки. Для того чтобы дети усвоили эти навыки, необходима помощь взрослого.
Надавливание. В нужном месте на картон мы кладем небольшой пластилиновый шарик диаметром 5-10 мм. Затем берем указательный пальчик правой руки ребенка, кладем его на шарик и своим указательным пальцем надавливаем сверху на палец ребенка. В результате из шарика получается круглая лепешка.
Размазывание. В нужном месте на картон кладем небольшой пластилиновый шарик диаметром 5-10 мм, затем берем указательный палец правой руки ребенка, кладем его на шарик и своим указательным пальцем сначала надавливаем сверху, а потом, не уменьшая давления, оттягиваем палец малыша в нужном направлении.
2 этап. Освоение приема вдавливания. (Лыкова И. А., 2007, с. 44) Для создания картинок с помощью приема вдавливания используется основа, на которую наносится равномерный слой теста или пластилина.
3 этап. Лепка объемных фигур из теста и пластилина. (Лыкова И. А., 2007, с. 57). На этих занятиях дети осваивают такие приемы лепки, как скатывание и раскатывание; учатся создавать поделки с применением освоенных приемов
Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование пластилинографии благотворно влияет на развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста. Дети, осваивают различные технологические приёмы и способы работы с пластилином, что способствует развитию мелкой моторики рук, внимания, мышления, воображения. У детей повышается интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих работ.
Список литературы:
1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей.» – Скрипторий, 2008.-48 с.
2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. :Педагогика, 1973. – 144 с.
3. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа»–М. :КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”, 2007.- 158 с.
4. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М. :ОЛМА Медиа Групп,2007.-512 с.
5. Шкицкая И. О. «Аппликация из пластилина» - Ростов н/ Д: Феникс, 2011.-87 с.
6. Янушко Е. А. «Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей» – М. :Мозаика – Синтез, 2007.-80 с