Костюченко Галина Ивановна
Пути и средства развития представлений о временной последовательности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Пути и средства развития представлений о
временной последовательности у детей дошкольного возраста».
Проблема развития временных представлений у дошкольников и поиск
эффективных средств её реализации всегда привлекала внимание педагогов-
исследователей.
Время есть отражение вечного развития природы, общества человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и
Публикация «Пути и средства развития представлений о временной последовательности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
социальных отношений. Во времени живет и ребёнок, поэтому необходимо
формировать у детей представления о времени. Детей знакомят с окружающим
миром, в котором все события протекают во времени. Временные
характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг
за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо
показывать и объяснять дошкольникам.
Актуальность проблемы можно объяснить тем, что детям необходимо
научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время
(правильно обозначая в речи); чувствовать его длительность, чтобы
планировать деятельность во времени; менять темп и ритм своих действий в
зависимости от наличия времени.
Не следует забывать о том, что старший дошкольник - это ребенок,
который в скором будущем станет школьником. И время является
регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого
класса. Буквально с первых дней дети должны уметь работать в одном темпе и
ритме, укладываться в определенное время, научиться не опаздывать на уроки,
начинать вовремя приготовление уроков дома и т. д.
Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированность временных
представлений у детей дошкольного возраста создает основу для дальнейшего
умственного развития личности ребенка, влияет на воспитание таких качеств
как организованность, целенаправленность, умение планировать свою
деятельность и т. д. Эти качества являются необходимыми условиями для
подготовки детей к школе.
Но по мнению исследователей, таких как А. А. Люблинская,
Т. Д. Рихтерман, Р. Л. Непомнящая время – наиболее сложная категория для
познания детьми. Особенности времени затрудняют его восприятие. Время
всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении
– от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и
«показать». И даже старшие дошкольники иногда сомневаются в
существовании времени и просят : «Если есть время, покажи мне его».
Поэтому в педагогической практике встает вопрос, как эффективно
использовать различные средства и методы для развития представлений о
временной последовательности.
Время воспринимается ребенком опосредованно. Большей точностью
отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык
различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей
надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и
определять длительность, последовательность разнообразных
деятельности.
Исследования представлений ребенка о времени проводилась как за
рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др., так и в отечественной
педагогике (Т. Д. Рихтерман, Р. Л. Непомнящая и др.). Однако их сравнительно
немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным
формирование единого понимания процессов становления у ребенка данных
представлений.
Кроме того, в практике работы ДОУ нередко происходит формальное
усвоение детьми временных категорий, ориентация на их заучивание.
Использование методики многократного повторения материала, например,
частей суток, дней недели негативно сказывается на процессе дальнейшего
развития временных представлений у детей в школе.
Таким образом, в настоящее время проблема развития представлений о
временной последовательности остаётся недостаточно изученной. А
вышесказанное доказывает её актуальность и необходимость организации
образовательного процесса в ДОУ по развитию временных представлений у
детей дошкольного возраста.