Лучший педагог года

Конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшего возраста

Наталья
Конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ВОЛШЕБНОЕ ОЗЕРО БАЙКАЛ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Воспитатель Иовчева Н. В.

Цель:

Создание условий для развития экологической культуры детей через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья с учетом регионального компонента.

Образовательные задачи:

Учить детей находить о. Байкал на глобусе. Продолжать знакомить детей с флорой и фауной Сибирского региона, с некоторыми видами рыб - эндемиков о. Байкала (омуль, бычки - подкаменщики, голомянка, рачки). Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

Формировать экологическое мировоззрение детей, воспитывать желание беречь о. Байкал и его обитателей.

Предварительная работа:

Рассматривание на глобусе о. Байкал, чтение рассказов о Сибири, сказки Сибирских писателей, знакомство с животным и растительным миром Прибайкалья.

Методы и приемы:

Словесные (беседа, художественное слово, объяснение, вопросы).

Наглядные (баннер, глобус, карточки, кедровые шишки, игрушки демонстрация игрушек – Сибирячка, нерпы, демонстрация видеоролика).

Игровой (дидактические игры «С какого дерева?», «Чей малыш?»)

Практические (сюрпризный момент, загадки, карточки с контурами).

Оборудование: баннер, глобус, карточки с контурами озер, карточки с животными, деревьями, рыбами, фломастеры, кедровые шишки, игрушки «Сибирячок» и «Нерпа», видеоролик «Байкальский нерпинарий в Листвянке».

Ход занятия:

Организационный момент.

Приветствие:

Доброе утро, детям говорю,

Доброе утро, я вас всех люблю,

Желаю вам хорошо заниматься,

Смелыми быть и ума набираться.

-Сегодня мы продолжаем разговор о нашем родном крае. Вспомните, как называется край, в котором мы живём? (Сибирь). Как называют людей, которые живут в Сибири? (Сибиряки). А какие сибиряки? (Сильные, смелые, не боятся морозов, дружные)

Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадку:

Есть в Сибири озеро большое,

В нём вода прозрачна и чиста.

Называем озеро мы - море,

Им гордится вся наша страна.

-О каком озере говорится в загадке? (о. Байкале)

-Как вы догадались, что это о. Байкал? (самое большое, вода в нём прозрачная, чистая, пресная)

- Байкал – это Гордость Иркутской области, очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что его сравнивают с морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, т. е. не солёная, очень чистая и вкусная, её можно пить.

- Если вы заметили, у нас в группе появилась необычная карта. А вы знаете, что это за карта? (ответы детей)

- Какую форму имеет Байкал?

(полумесяц)

- А кто из вас может найти и показать о. Байкал на глобусе? (дети показывают)

- Всё правильно. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие на Байкал по карте, которую нам прислал Сибирячок и выполнить задания, которые он для нас подготовил. (показ карты)

-Посмотрите, куда мы отправимся в первую очередь? (ответы)

(подходят к карте. На столе карточки с силуэтами озёр.)

-Ребята, Сибирячок предлагает нам выполнить задание. На карточках изображены силуэты разных озёр. Вам необходимо будет найти форму озера Байкал, среди других озер и обвести его.

- Ребята, возьмите карточки, и выполните задание. (Дети выполняют на местах.)

-Молодцы! Вы все справились с заданием.

- Посмотрим, какая станция следующая.

- «Кедровая шишка».

-Ребята, как вы думаете, о чем мы будем здесь вести речь? (ответы детей)

- Ребята, а какие растения растут вокруг о. Байкала? (дети перечисляют)

Байкал всегда был интересен своими многочисленными природными «сокровищами». К таким "сокровищам" относятся и знаменитые шагающие или ходячие деревья: сосны и лиственницы. Они давно стали символом о. Байкала. Сибирский кедр - долгожитель Байкала, высота деревьев достигает от 35 до 40 м, диаметр ствола - до 1,8 м. А еще местное население называет кедр хлебным деревом Сибири. А вы знаете, почему так люди называют кедр? В первую очередь благодаря кедровым орехам, которые используют для приготовления лекарственного масла, в разных кулинарных рецептах.

- Давайте вместе с вами «заселим» нашу карту растениями, которые растут на Байкале. (дети прикрепляют картинки с изображением деревьев)

- Посмотрите, а это что за картинки? (ответы детей)

Давайте, попробуем отгадать, с какого дерева веточки.

(Д / и «С какого дерева?»)

- Вы все правильно справились с заданиями. Продолжим наше путешествие. Следующая остановка «Сибирячок»

- Как вы думаете, о чём мы здесь будем говорить?

- А какие животные водятся в лесах Байкала?

Дети называют животных (медведь, рысь, заяц, волк, лиса, бурундук, белка, песец)

- Ой! Ребята, посмотрите. У нас здесь появились и другие животные. Они тоже пришли полюбоваться чудесным озером. Давайте мы с вами отправим на нашу карту только тех животных, которые живут на Байкале. (дети работают)

- А почему этих животных вы не стали приклеивать на карту? (ответы детей).

- Всё верно. Эти животные живут в тёплых странах.

- Ребята, наши животные растеряли своих малышей. Давайте, поможем им. (Д / и «Чей малыш?»)

- Молодцы, все справились с заданием.

- Ребята, мы с вами сейчас говорили о животных, которые живут в лесах. Обратите внимание, ребята. Мимо нас проплывают уникальные рыбки. Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал.

Начинается на «о»,

Ох, и любят же его! Говорят – живет в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали?

А каких обитателей вы знаете ещё? (ответы детей)

- А что вы можете рассказать о голомянке? (ответы детей)

Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.

- Правильно. Давайте, их тоже заселим на нашу карту (дети прикрепляют карточки.)

- А давайте мы с вами тоже поплескаемся, как рыбки.

Физкультминутка «Вот мы к озеру спустились»

Вот мы к озеру спустились, (дети образуют круг)

Наклонились и умылись (наклоняются, трут лицо руками.)

Раз, два, три, четыре, (изображают, что брызгают себе водой в лицо)

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно (идут по кругу.)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс, (изображают брасс, двигаясь по кругу)

Одной, другой – это кроль (изображают кроль, двигаясь по кругу.)

Вышли на берег крутой (идут по кругу, взявшись за руки.)

Замечательно, мы все освежились холодной, чистой водой Байкала и готовы к дальнейшему путешествию.

- Ребята, у нас с вами осталась ещё одна станция. Отправляемся. Но, прежде, я хочу загадать вам загадку:

В нежном логове родится

Простудиться не боится

Подрастёт. Начнёт нырять,

Шубку белую менять (нерпа)

- А нерпа это рыба? (животное)

- Почему, нерпа это животное? (кормит своих детенышей молоком, т. е. млекопитающее)

-Конечно, это животное, которое живёт в Байкале. Давайте, мы нашу нерпу тоже заселим на озере.

- А вы хотите попасть в нерпинарий на выступление нерп - артистов? (видеоролик «Байкальский нерпинарий в Листвянке»)

- Вам понравилось? Мне тоже очень интересно было посмотреть на таких чудесных артистов.

-Ребята, что нужно делать, чтобы вода в Байкале всегда была чистой, прозрачной и всем животным жилось хорошо? (беречь и охранять) Об этом нам расскажет Соня.

Ребенок читает отрывок стихотворения «Беречь Байкал – святое дело!»

Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть с волной, с ветром споря

И людям преданно служить!

Беречь Байкал – святое дело:

Его судьба у нас в руках!

Сама природа нам велела,

Чтоб жил Байкал родной в веках!

Итог занятия

- Но вот и подошло к концу наше путешествие по озеру Байкал.

-Что понравилось в нашем путешествии?

- У кого мы побывали? Что делали?

- Хотелось бы вам продолжить путешествие по Байкалу?

За вашу хорошую работу, Сибирячок дарит нам эту карту в группу, чтобы мы могли и дальше изучать наш край.

Публикации по теме:

«Очистим озеро Байкал от мусора». Дидактическая игра по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста«Очистим озеро Байкал от мусора». Дидактическая игра по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Очистим озеро Байкал от мусора» Дидактическая игра по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Цель игры: формировать представления.

Аппликация из ракушек и листьев «Лебединое озеро» для детей дошкольного возрастаАппликация из ракушек и листьев «Лебединое озеро» для детей дошкольного возраста Данная работа будет интересна и полезна детям дошкольного возраста. Дети с удовольствием используют в своем творчестве природный материал.

Фоторепортаж «Путешествия по России. Озеро Байкал»Фоторепортаж «Путешествия по России. Озеро Байкал» Фоторепортаж «Путешествия по России. Озеро Байкал» Поскольку сегодня на сайте МААМ День озера Байкал, мне хочется поделиться с вами своими.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшего возраста
Опубликовано: 9 марта 2025 в 17:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья (УИ 445268) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД