МААМ-картинки

Психолого-педагогические аспекты работы с родителями

светлана герасименко
Психолого-педагогические аспекты работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

Все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье. Эта педагогическая мудрость известна каждому из нас. Именно семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главным институтом воспитания. В семье маленький человек получает первые уроки добра и зла, понимания или упреков, любви или насилия.

В современных условиях социально-экономической нестабильности, психологических стрессов родители не всегда в состоянии полноценно выполнять одну из важнейших функций – воспитательную.

Публикация «Психолого-педагогические аспекты работы с родителями» размещена в разделах

Многие родители, чтобы материально обеспечить свою семью, вынуждены работать на двух-трех работах, и им физически не хватает времени на воспитание и контроль своих детей. У других родителей, которые имеют и время, и желание, часто отсутствуют элементарные знания, они некомпетентны в психолого-педагогическом плане. К сожалению, есть родители, которые самоустраняются от воспитания, бросают своих детей на произвол судьбы, считая, что этим должна заниматься школа, педагоги.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению

К разновидностям формы работы с родителями относятся

родительские собрания,

работа с родителями «группы риска» по индивидуальному плану, посещение семей на дому,

• консультации классного руководителя, педагога,

• приглашение родителей на беседу в школу,

работа администрации школы с родителями.

Родительские собрания как общие, так и общешкольные – одна из основных форм работы с родителями. Собрания не должны сводиться к монологу классного руководителя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Задача классного руководителя просвещать родителей в вопросах психологии и педагогики, воспитания и обучения, обсуждать насущные проблемы, возникающие в классе. Тематика собраний может быть разнообразной: «Психологический климат в коллективе», «Секреты общения», «Культура речи», «Здоровый образ жизни», «Профилактика наркомании в школьной среде» и т. д.

Родительское собрание должно включать в себя обязательные составляющие:

1. Вопросы успеваемости и посещаемости учащихся, анализ учебных достижений обучающихся.

2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата на в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении учащихся в значимых ситуациях, темой разговора могут быть и взаимоотношения, и культура речи, и внешний вид учащихся, другие аспекты.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Этот этап может быть естественным образом включен в структуру других составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня знаний родителей - одна из важнейших задач классного руководителя.

4. Обсуждение организационных вопросов (классного часа, вечера, трудового десанта, дежурства и т. д.) состоит из отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

5. Осмысление итогов родительского собрания, рефлексия. Необходимо сделать выводы, подвести итоги, сформулировать решения, дать необходимую информацию о подготовке к следующему собранию.

Хорошей традицией в работе классного руководителя являются:

- проведение диагностики семей в форме анкетирования родителей. Для этого необходимо заранее подготовить опросные листы, интересующие вопросы классного руководителя, вопросы для оценок и пожеланий родителей;

- выпуск и раздача методических памяток для родителей, например, «Скажи жизни «Да!», «Скажи наркотикам «Нет!», «Как не проглядеть подростка» и т. д.

Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Родительские тренинги — это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12—15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5—8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, эмоционально пережить еще раз детские впечатления.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Уже традиционными в нашей школе стали вечера, посвященные Дню матери, Международному женскому дню, Дню защитника Отечества.

Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.

В заключении отметим, что психолого-педагогические аспекты работы с родителями будут иметь успех, когда родители увидят заинтересованность самого педагога. Именно к такому учителю будут приходить родители за советом, будут делиться своими проблемами, радостными и грустными моментами жизни, благодарить его.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Наблюдение как метод психолого-педагогического мониторинга. Из опыта работыНаблюдение как метод психолого-педагогического мониторинга. Из опыта работы Одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические аспекты работы с родителями
Опубликовано: 9 июня 2024 в 23:22
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические аспекты работы с родителями» (включая файлы) размещена пользователем светлана герасименко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД