светлана герасименко
Психолого-педагогические аспекты работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье. Эта педагогическая мудрость известна каждому из нас. Именно семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главным институтом воспитания. В семье маленький человек получает первые уроки добра и зла, понимания или упреков, любви или насилия.
В современных условиях социально-экономической нестабильности, психологических стрессов родители не всегда в состоянии полноценно выполнять одну из важнейших функций – воспитательную.
Публикация «Психолого-педагогические аспекты работы с родителями» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Многие родители, чтобы материально обеспечить свою семью, вынуждены работать на двух-трех работах, и им физически не хватает времени на воспитание и контроль своих детей. У других родителей, которые имеют и время, и желание, часто отсутствуют элементарные знания, они некомпетентны в психолого-педагогическом плане. К сожалению, есть родители, которые самоустраняются от воспитания, бросают своих детей на произвол судьбы, считая, что этим должна заниматься школа, педагоги.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению
К разновидностям формы работы с родителями относятся
• родительские собрания,
• работа с родителями «группы риска» по индивидуальному плану, посещение семей на дому,
• консультации классного руководителя, педагога,
• приглашение родителей на беседу в школу,
• работа администрации школы с родителями.
Родительские собрания как общие, так и общешкольные – одна из основных форм работы с родителями. Собрания не должны сводиться к монологу классного руководителя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Задача классного руководителя просвещать родителей в вопросах психологии и педагогики, воспитания и обучения, обсуждать насущные проблемы, возникающие в классе. Тематика собраний может быть разнообразной: «Психологический климат в коллективе», «Секреты общения», «Культура речи», «Здоровый образ жизни», «Профилактика наркомании в школьной среде» и т. д.
Родительское собрание должно включать в себя обязательные составляющие:
1. Вопросы успеваемости и посещаемости учащихся, анализ учебных достижений обучающихся.
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата на в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении учащихся в значимых ситуациях, темой разговора могут быть и взаимоотношения, и культура речи, и внешний вид учащихся, другие аспекты.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Этот этап может быть естественным образом включен в структуру других составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня знаний родителей - одна из важнейших задач классного руководителя.
4. Обсуждение организационных вопросов (классного часа, вечера, трудового десанта, дежурства и т. д.) состоит из отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.
5. Осмысление итогов родительского собрания, рефлексия. Необходимо сделать выводы, подвести итоги, сформулировать решения, дать необходимую информацию о подготовке к следующему собранию.
Хорошей традицией в работе классного руководителя являются:
- проведение диагностики семей в форме анкетирования родителей. Для этого необходимо заранее подготовить опросные листы, интересующие вопросы классного руководителя, вопросы для оценок и пожеланий родителей;
- выпуск и раздача методических памяток для родителей, например, «Скажи жизни «Да!», «Скажи наркотикам «Нет!», «Как не проглядеть подростка» и т. д.
Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
Родительские тренинги — это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12—15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5—8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, эмоционально пережить еще раз детские впечатления.
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Уже традиционными в нашей школе стали вечера, посвященные Дню матери, Международному женскому дню, Дню защитника Отечества.
Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.
В заключении отметим, что психолого-педагогические аспекты работы с родителями будут иметь успех, когда родители увидят заинтересованность самого педагога. Именно к такому учителю будут приходить родители за советом, будут делиться своими проблемами, радостными и грустными моментами жизни, благодарить его.