Бугаева Любовь Федоровна
Психологический тренинг в социализации детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Бугаева Любовь Федоровна
Статья: Психологический тренинг в социализации детей
старшего дошкольного возраста.
педагог-психолог МДОУ № 18 «Детский сад «Сказка» г. Коряжма Архангельской области.
Публикация «Психологический тренинг в социализации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Подготовка к обучению в школе - один из сложных и ответственных моментов в жизни детей. Чтобы подготовить к предстоящему напряженному периоду школьного обучения, который требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил - проводится цикл психологических тренингов по социализации старших дошкольников
Что же такое тренинг? «Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок».
В основе проводимых психотренингов, лежит обучение детей приемам психологической саморегуляции. Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения, деятельности, и способность к самоконтролю.
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. В психологическом словаре А. В Петровского и М. Г. Ярошевского саморегуляция характеризуется как, (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) - целесообразное функционирование живых уровней организации и сложности.
В качестве используемых в психотренинге базовых методов саморегуляции, выделяется техника активной нервно-мышечной релаксации и элементы аутогенной тренировки. Эти техники направлены на формирование специфического типа состояния человека – релаксации, и на его основе разных степеней аутогенного погружения, при переживании которых, создаются благоприятные условия для полноценного отдыха. А также для усиления восстановительных процессов и выработки навыков произвольной регуляции ряда вегетативных и психических функций. Занятия аутотренингом можно проводить, как в плане психокоррекционного направления, так и в плане психопрофилактики для предупреждения возможных негативных поведенческих реакций у детей.
Применение техники релаксации описал Э. Джекобсон, который установил прямую зависимость между повышенным тонусом мускулатуры и отрицательным возбуждением такие как: тревожность, страхи, смущения и т. д. Все эти эмоциональные проявления тесно связаны с дошкольным возрастом.
В основе техники нервно-мышечной релаксации лежит прямое воздействие на определенные физиологические системы, приводящее к возникновению ощутимых сдвигов в психической сфере. Релаксация вызывается на фоне установки на покой и отдых посредством трех действий: проговариванием определенных словесных формул, управлением вниманием и образных представлений.
Игра — лучший тренинг для дошкольника! Поэтому этот метод является обязательным и самым любимым видом деятельности ребенка. Именно игра помогает дошкольнику формировать процесс познания мира.
Эффективными вспомогательными средствами оптимизации функциональных состояний являются специализированные виды: гимнастика, музыкальные воздействия и самомассаж. Массаж традиционно включается в комплексы общеоздоровительных мероприятий в целях активизация отдельных систем организма. Элементы общего массажа (поглаживание, растирание, разминание, постукивание) сочетаются с точечным воздействием на определенные точки и зоны. Используются наиболее активные зоны с максимальным количеством биологически активных точек (БАТ) - зоны кистей, стоп, головы, лица и отдельно выделенная зона ушной раковины.
Применяя все вышеперечисленные методы в комплексе занятий для работы с детьми, обязательно учитываются психологические особенности детей 6-7 лет, а также эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Детские психологические тренинги развивают способности к бесконфликтному общению детей с окружающим его миром.
Дети научатся анализировать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей; формируются умения и навыки владения выразительными движениями на вербальном и невербальном уровне, умение концентрировать внимание. Пополняются познавательные процессы, воспитывается чувство коллективизма и группового сплочения. Приобретаются правильные навыки и умения взаимодействия с окружающим. Самое главное ребенок станет добрее, разумнее!
Список использованных источников
1. Балина Т. Н. Комплексная программа обучения приемам психологической саморегуляции детей 6-7 лет (психофизиологический тренинг). - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001
2. Кряжева Н. Л., Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, «Академия развития»-1996.
3. Мустафин А. М. Биологически активные точки и интеллектуальная активность. // Вопросы психологии, 1997, №2.
4. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., 2003.