Дарья Куропаткина
Программа «Поиграй-ка». Опыт работы педагога социального приюта для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Поиграй-ка» - опыт работы.
С 2016 года я работаю в СПбГБУСО Социальный приют для детей «Транзит». Это учреждение, в котором временно проживают дети от 5 до 18 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Целью работы нашего учреждения является перевозка детей, оказавшихся в Санкт-Петербурге без документов и без родителей, к месту их постоянной регистрации. Таким образом мои воспитанники — это дети из разных регионов Российской Федерации и других стран. Зачастую ребята плохо говорят по русски и плохо понимают русскую речь. Но в силу обстоятельств они, говорящие на разных языках, живут вместе и я должна помочь им наладить друг с другом отношения и научить жить мирно, и самое главное получать необходимые знания, навыки и умения.
Публикация «Программа „Поиграй-ка“, Опыт работы педагога социального приюта для детей» размещена в разделах
Представленная мной общеразвивающая программа социально-педагогической направленности, для детей младшей возрастной группы «Поиграй-ка» является совокупностью разного рода деятельности, адаптирована в рамках Учреждения. Программа реализуется в малых группах 5-7 человек для обеспечения не только плодотворной работы с группой, но и для индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Для достижения цели программы первостепенное значение имеет:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит воспитывать их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности;
• креативность (творческая организация) процесса воспитания;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания;
• соблюдение преемственности в работе учреждения, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании воспитания ребенка дошкольного возраста.
В программе выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.
Физическое воспитание осуществляется в игровой деятельности, через которую детям проще осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др., стимулирует развитие любознательности.
Формирует у ребенка целостность картины окружающего мира. Развивает интерес к предметам и явлениям окружающей действительности. Ознакомляет с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.) Формирует первоначальное представление о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирует первоначальные представления о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр., о деятельности людей, явлениях общественной жизни.
Особое место в программе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. А присутствие игровой деятельности, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир, способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
В программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей : умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.
В соответствии с содержанием программы дети овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, игр-драматизации, а также игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.
Направленность программы
Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей воспитанников, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а так же организацию их свободного времени социально-реабилитационная программа обеспечивает их адаптацию их жизни в обществе.
Выявляет и поддерживает детей, проявивших выдающие способности.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные способности каждого воспитанника.
Развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать друг друга, формирования навыков коллективной деятельности.
Программа разработана на основе личного опыта с учетом специфики учреждения.
Актуальность программы.
Для обеспечения благоприятной атмосферы в группе, эмоционального благополучия, сплоченности детского коллектива, а так же общего, всестороннего развития воспитанников, с разным багажом навыков и умений, с разными национальными особенностями воспитания, считаю, актуальным введение данной программы в социально-реабилитационный процесс в рамках учреждения.
Цель программы : Формирование у воспитанников навыков взаимодействия с окружающим миром (друг с другом, взрослыми, природой и т. д.);
В процессе реализации программы должны быть решены задачи:
- формирования мыслительных навыков;
- развитие моторики, воображения и творческих способностей;
- совершенствование звуковой и смысловой сторон речи, расширения словарного запаса;
- формирования представления о явлениях и свойствах предметов в окружающем мире;
- воспитания личных качеств, обучение нормам поведения;
- навыки самообслуживания;
- формирование уважительного отношения к своему труду и труду окружающих;
- развитие творческого мышления;
- учить использовать разные материалы для творчества;
- учить здоровому образу жизни.
Формы и методы обучения воспитанников:
- словесные, наглядные, практические, групповые и индивидуальные, аудиторные и неаудиторные;
- игровая деятельность;
- учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цель и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов;
- проведения мастер классов;
- демонстрация видео материалов.
Итогом работы, обучающиеся должны знать:
- основы вежливого и уважительного отношения к себе, окружающим, к человеческому труду;
- простые правила поведения и этикета;
- основы оригами, рисования, лепки, аппликации;
- стремиться к понимаю своих чувств и эмоций, а так же окружающих;
- основы здорового образа жизни;
Должны уметь: - ориентироваться во временном пространстве и временах года;
- взаимодействовать с окружающим миром;
- взаимодействовать в коллективе;
- пользоваться карандашами, кистями, ножницами, бумагой, красками и пр. ;
- уметь организовать для себя сюжетно-ролевую игру;
- слушать и слышать друг друга;
Подведение итогов для воспитанников: открытые уроки, групповые работы.
Материально-техническое обеспечение: аудиотехника, плакаты, материалы для наглядной демонстрации, кисти, клей, краски пальчиковые, гуашь, акварель, бумага белая и цветная, ватман, белый и цветной картон, влажные и бумажные салфетки, стаканы непроливайки.
Промежуточные результаты работы после 5 месяцев реализации программы :
1. Навыки разговорного русского языка приобретаются легко, во время игры.
2. Дети занимаясь по направлениям программы, в игровой форме, гораздо лучше и быстрее налаживают дружеские контакты.
3. Адаптация к условиям и правилам Учреждения проходит гораздо легче. Эмоциональное состояние детей выравнивается в течении 2-3 недель (раньше 4-5 недель).