МААМ-картинки

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов и специалистов семейного центра

Ирина Польская
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов и специалистов семейного центра
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении четырёх десятилетий осуществляется исследование такой проблемы, как синдром эмоционального выгорания специалистов образовательных организаций. Феномен эмоционального выгорания рассматривался в трудах многих зарубежных (Х. Дж. Фрейденбергером, К Маслач, В. Шауфели, Б. Пельман, Е. Хартман, А. Пайнс и др.) и отечественных ученых (Г. С. Абрамова, Б. Г. Ананьев, В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, Зеер Э. Ф., Крапивина О. В., Полякова О. Б. и др.). В связи с распространенностью данной проблемы и проявлением негативных последствий, эмоциональное выгорание остается актуальной темой исследования и сегодня.

Публикация «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов и специалистов семейного центра» размещена в разделах

Термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, врачей психиатров, которые находились в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами. Первоначально этот термин определялся как «состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности».

В 1981 году были опубликованы данные исследования американских ученых К. Маслач и его коллег, которые стали основой для последующих исследований феномена эмоционального выгорания. СЭВ в данных работах рассматривался как трехкомпонентный комплекс симптомов, состоящий из эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личностных достижений.

В середине 90-х годов, изучение такого феномена как выгорание, вышло на новый уровень в мировой западной психологии. В связи с появлением статуса самостоятельного синдрома. Он перестал сводиться только к состоянию стресса в профессиональной деятельности. Выгорание, как правило, есть следствие действия длительных стрессов, которые испытывают сотрудники, работающие с людьми.

В работах Ананьева Б. Г. можно увидеть первые упоминания о феномене выгорания, как у представителя отечественной психологии. Он рассматривает отрицательные явления, появляющиеся в профессиональной жизни связанные с межличностными отношениями у специалистов, работающих в профессиях типа «человек-человек». Лишь в конце 90-х годов выгорание стало самостоятельным объектом научного исследования.

Эта проблема всё больше приобретает массовый характер.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 2019 году озвучила признаки синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). К ним относятся: «чувство истощения энергии, увеличение умственной дистанции от работы, циничное или негативное отношение к работе, а также падение профессиональной производительности». Данный термин применяется в основном в отношении специалистов, суть работы которых – интенсивное взаимодействие с другими людьми. Первые исследования проходили в процессе наблюдения за группой психиатров. Потом данный синдром стали выявлять у специалистов образования и сотрудников правоохранительных органов. В современном мире люди вынуждены работать с постоянно нарастающими потоками информации, в постоянно изменяющихся условиях и контекстах, что значительно расширило группу специалистов подверженных СЭВ.

Я хочу остановиться на специалистах и педагогах семейного центра, которые ежедневно взаимодействуют с детьми, родителями, замещающими семьями и семьями группы риска, то есть специалистах социономической направленности, связанных с необходимой интенсивной коммуникацией, что в свою очередь, ведёт к повышению уровня коммуникативной напряженности. В работе педагоговсоциальной сферы присутствует большое количество эмоциогенных факторов, способствующих постоянному напряжению и приводящие к развитию синдрома выгорания. Ситуации стресса в работе педагогов испециалистов помогающих профессий разнообразны, условия работы предъявляют повышенные требования к профессиональным и личностным качествам людей, которые решили посвятить себя данной деятельности в семейном центре.

Для выполнения должностных обязанностей педагоги и специалисты должны обладать необходимыми профессиональными и личностнымикачествами такими как развитое внимание, память, мышление, соблюдение такта в общении, эмпатия, способность к саморазвитию и организаторские способности, доброжелательность, ответственность, уравновешенность и стрессоустойчивость, знание и принятие границ своей компетенции, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, интерес к человеку, уважение к индивидуальности и признание особенностей каждой личности, инициативность и многие другие.

На данный момент есть многообразные психологические приемы по профилактике синдрома выгорания. Эти подходы могут применяться и для работы со специалистами помогающих профессий. В нашем семейном центре, для предотвращения выгорания проводятся диагностические обследования, направленные на раннее выявление признаков СЭВ. Практические семинары, лекции, мастер-классы, тренинговые и практические занятия. На данных мероприятиях участники знакомятся с феноменом выгорания, изучают причины возникновения данного синдрома и его развития, учатся психологическим практикам, которые направлены на снижение уровня выгорания и уменьшение его отрицательного влияния на личность и деятельность педагогов и специалистов центра.

В профилактике выгорания многое зависит от самого человека, к его готовности взаимодействовать с педагогом-психологом, научиться ставить и различать краткосрочные и долгосрочные цели, что в свою очередь, может повысить долгосрочную мотивацию специалиста; находить время на короткий отдых в течении всего рабочего процесса, что даст ощущение физического и психического комфорта; повышать свои профессиональные компетенции; анализировать свои чувства и состояния; общаться на непрофессиональные темы; не злоупотреблять психоактивными веществами. Так же важно научится распределять нагрузки, уметь переключаться с одного вида деятельности на другой, не заострять внимание на конфликтах.

В профилактике синдрома эмоционального выгорания хорошо зарекомендовали себя игровые платформы и работа с метафорическими ассоциативными картами. На мой взгляд, методы арт-терапии, так же являются эффективным методом профилактики данного синдрома.

Мероприятия по профилактике и коррекции эмоционального «выгорания» педагогов испециалистов семейного центра должны стать важной составляющей в работе администрации и педагога-психолога с педагогическим коллективомучреждения. А в учреждении должен быть создан оптимальный климат для работы всего коллектива, в котором преобладает заинтересованность профессиональной деятельностью, уважение, где признается индивидуальность и самостоятельность каждого специалиста. Это будет способствовать повышению самоуважения, чувства собственного достоинства и психологического самочувствия педагогов и специалистов помогающих профессий.

Список литературы:

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. 2001. С. 288.

2. Ахрарова О. Н. Психоэмоциональное выгорание педагогов// Научно-теоретический журнал. М. 2010. №1(3). С. 73.

3. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения. М. 2014. С. 123.

4. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб. 2011. С. 105

6. Водопьянова Н. Е., Ковальчук Н. С. Исследование профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек - человек». СПб. 2008. С. 154.

7. Куваева И. О. История изучения синдрома «выгорания» в американских исследованиях// Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его

коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). Курск, 2007. С. 169.

8. Неруш Т. Г. Проблема профессионального выгорания : история и современные тенденции // Психология и экономика. М. 2011. № 1. С. 92.

9. Трунов Д. Г. Синдром сгорания : позитивный подход к проблеме // Вопросы психологии. 2008.№ 5. С. 18.

10. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональнойдезадаптации учителя. // Вопросы психологии. 2004. №6. С. 38.

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгоранияО работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в период введения ФОП дошкольного образования»Психологический тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в период введения ФОП дошкольного образования» Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление с приемами саморегуляции. Задачи: -снять эмоциональное напряжение, посредством.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов и специалистов семейного центра
Опубликовано: 16 января 2024 в 15:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов и специалистов семейного центра» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Польская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД