Ирина Польская
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов и специалистов семейного центра
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении четырёх десятилетий осуществляется исследование такой проблемы, как синдром эмоционального выгорания специалистов образовательных организаций. Феномен эмоционального выгорания рассматривался в трудах многих зарубежных (Х. Дж. Фрейденбергером, К Маслач, В. Шауфели, Б. Пельман, Е. Хартман, А. Пайнс и др.) и отечественных ученых (Г. С. Абрамова, Б. Г. Ананьев, В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, Зеер Э. Ф., Крапивина О. В., Полякова О. Б. и др.). В связи с распространенностью данной проблемы и проявлением негативных последствий, эмоциональное выгорание остается актуальной темой исследования и сегодня.
Публикация «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов и специалистов семейного центра» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, врачей психиатров, которые находились в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами. Первоначально этот термин определялся как «состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности».
В 1981 году были опубликованы данные исследования американских ученых К. Маслач и его коллег, которые стали основой для последующих исследований феномена эмоционального выгорания. СЭВ в данных работах рассматривался как трехкомпонентный комплекс симптомов, состоящий из эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личностных достижений.
В середине 90-х годов, изучение такого феномена как выгорание, вышло на новый уровень в мировой западной психологии. В связи с появлением статуса самостоятельного синдрома. Он перестал сводиться только к состоянию стресса в профессиональной деятельности. Выгорание, как правило, есть следствие действия длительных стрессов, которые испытывают сотрудники, работающие с людьми.
В работах Ананьева Б. Г. можно увидеть первые упоминания о феномене выгорания, как у представителя отечественной психологии. Он рассматривает отрицательные явления, появляющиеся в профессиональной жизни связанные с межличностными отношениями у специалистов, работающих в профессиях типа «человек-человек». Лишь в конце 90-х годов выгорание стало самостоятельным объектом научного исследования.
Эта проблема всё больше приобретает массовый характер.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 2019 году озвучила признаки синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). К ним относятся: «чувство истощения энергии, увеличение умственной дистанции от работы, циничное или негативное отношение к работе, а также падение профессиональной производительности». Данный термин применяется в основном в отношении специалистов, суть работы которых – интенсивное взаимодействие с другими людьми. Первые исследования проходили в процессе наблюдения за группой психиатров. Потом данный синдром стали выявлять у специалистов образования и сотрудников правоохранительных органов. В современном мире люди вынуждены работать с постоянно нарастающими потоками информации, в постоянно изменяющихся условиях и контекстах, что значительно расширило группу специалистов подверженных СЭВ.
Я хочу остановиться на специалистах и педагогах семейного центра, которые ежедневно взаимодействуют с детьми, родителями, замещающими семьями и семьями группы риска, то есть специалистах социономической направленности, связанных с необходимой интенсивной коммуникацией, что в свою очередь, ведёт к повышению уровня коммуникативной напряженности. В работе педагоговсоциальной сферы присутствует большое количество эмоциогенных факторов, способствующих постоянному напряжению и приводящие к развитию синдрома выгорания. Ситуации стресса в работе педагогов испециалистов помогающих профессий разнообразны, условия работы предъявляют повышенные требования к профессиональным и личностным качествам людей, которые решили посвятить себя данной деятельности в семейном центре.
Для выполнения должностных обязанностей педагоги и специалисты должны обладать необходимыми профессиональными и личностнымикачествами такими как развитое внимание, память, мышление, соблюдение такта в общении, эмпатия, способность к саморазвитию и организаторские способности, доброжелательность, ответственность, уравновешенность и стрессоустойчивость, знание и принятие границ своей компетенции, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, интерес к человеку, уважение к индивидуальности и признание особенностей каждой личности, инициативность и многие другие.
На данный момент есть многообразные психологические приемы по профилактике синдрома выгорания. Эти подходы могут применяться и для работы со специалистами помогающих профессий. В нашем семейном центре, для предотвращения выгорания проводятся диагностические обследования, направленные на раннее выявление признаков СЭВ. Практические семинары, лекции, мастер-классы, тренинговые и практические занятия. На данных мероприятиях участники знакомятся с феноменом выгорания, изучают причины возникновения данного синдрома и его развития, учатся психологическим практикам, которые направлены на снижение уровня выгорания и уменьшение его отрицательного влияния на личность и деятельность педагогов и специалистов центра.
В профилактике выгорания многое зависит от самого человека, к его готовности взаимодействовать с педагогом-психологом, научиться ставить и различать краткосрочные и долгосрочные цели, что в свою очередь, может повысить долгосрочную мотивацию специалиста; находить время на короткий отдых в течении всего рабочего процесса, что даст ощущение физического и психического комфорта; повышать свои профессиональные компетенции; анализировать свои чувства и состояния; общаться на непрофессиональные темы; не злоупотреблять психоактивными веществами. Так же важно научится распределять нагрузки, уметь переключаться с одного вида деятельности на другой, не заострять внимание на конфликтах.
В профилактике синдрома эмоционального выгорания хорошо зарекомендовали себя игровые платформы и работа с метафорическими ассоциативными картами. На мой взгляд, методы арт-терапии, так же являются эффективным методом профилактики данного синдрома.
Мероприятия по профилактике и коррекции эмоционального «выгорания» педагогов испециалистов семейного центра должны стать важной составляющей в работе администрации и педагога-психолога с педагогическим коллективомучреждения. А в учреждении должен быть создан оптимальный климат для работы всего коллектива, в котором преобладает заинтересованность профессиональной деятельностью, уважение, где признается индивидуальность и самостоятельность каждого специалиста. Это будет способствовать повышению самоуважения, чувства собственного достоинства и психологического самочувствия педагогов и специалистов помогающих профессий.
Список литературы:
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. 2001. С. 288.
2. Ахрарова О. Н. Психоэмоциональное выгорание педагогов// Научно-теоретический журнал. М. 2010. №1(3). С. 73.
3. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения. М. 2014. С. 123.
4. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб. 2011. С. 105
6. Водопьянова Н. Е., Ковальчук Н. С. Исследование профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек - человек». СПб. 2008. С. 154.
7. Куваева И. О. История изучения синдрома «выгорания» в американских исследованиях// Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его
коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). Курск, 2007. С. 169.
8. Неруш Т. Г. Проблема профессионального выгорания : история и современные тенденции // Психология и экономика. М. 2011. № 1. С. 92.
9. Трунов Д. Г. Синдром сгорания : позитивный подход к проблеме // Вопросы психологии. 2008.№ 5. С. 18.
10. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональнойдезадаптации учителя. // Вопросы психологии. 2004. №6. С. 38.