Татьяна Бажукова
Консультация «Профилактика нарушения зрения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Профилактика нарушения зрения у дошкольников»
Актуальность
У 90% детей посещающих детский сад имеются те или иные отклонения в здоровье. Педиатры информируют о том, что у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей дошкольного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Особенно остро встает вопрос в настоящее время из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Сегодня мы сталкиваемся с проблемой занятости родителей. Зачастую они не имеют возможности уделять своему ребенку столько времени, чтобы реализовать его потребности в движении. Дети меньше двигаются, меньше бывают на свежем воздухе, тогда как любая двигательная активность помогает органам зрения лучше функционировать.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
3-4 года: я большой
Трехлетний ребенок с гордостью называет себя большим. Он уверенно пользуется ложкой и вилкой, сам одевается и осваивает трехколесный велосипед. Эти навыки требуют сложной совместной работы глаз, мышц рук и ног: не так-то легко одновременно крутить педали, рулить и следить за дорогой!
Малыш с увлечением «читает» книжки с картинками и смотрит мультфильмы. Но длительная напряженная работа аккомодационного аппарата при просмотре телевизора – непосильная нагрузка для детских глаз. Поэтому время, проведенное у экрана, следует ограничить одним часом в день с промежуточным интервалом 15 минут.
5-6 лет: важно не переусердствовать
В 5-6-летнем возрасте координация движений и мелкая моторика пальцев рук продолжают совершенствоваться. Ребенок старательно лепит, рисует, вырезает и выводит на бумаге свое имя.
В период подготовки к школе важно не перегружать зрительные мышцы: продолжительность занятий должна составлять не более 30 минут с перерывами между ними по 15 минут. Перенапряжение аккомодационного аппарата во время длительных занятий, компьютерных игр и просмотра телевизора может приводить к нарушению зрения. Но ребенок легко приспосабливается и вряд ли заметит и пожалуется, что стал видеть хуже. Поэтому будьте внимательны к признакам зрительных расстройств и не откладывайте визит к офтальмологу при появлении у Вашего чада хотя бы одного из них:
• Ребенок держит книгу близко к глазам или садится вплотную к телевизору;
• Прищуривается;
• Наклоняет голову, чтобы лучше видеть;
• Закрывает один глаз при чтении или просмотре телевизора;
• Избегает занятий, требующих хорошего зрения вблизи (чтение, рисование) или вдаль (игры с мячом);
• Часто потирает глаза;
• Зажмуривается при ярком освещении;
• Жалуется на головную боль или утомление глаз
Глазное обследование: совсем как взрослый
Даже если Вам кажется, что у Вашего чада нет никаких признаков нарушения зрения, в возрасте 3 лет и перед поступлением в школу (в 5-7 лет) ему необходимо пройти полное глазное обследование. Оно направлено на выявление ранних признаков и предрасположенности к развитию глазных болезней. Многие из них (косоглазие, амблиопия) поддаются лечению исключительно в детском возрасте, когда зрительная система еще только формируется и потому пластична. Отсутствие лечения приводит к серьезным последствиям: стойкому нарушению зрения, трудностям с предстоящим обучением в школе и развитием личности маленького человека.
Глазные болезни у дошкольников
• Косоглазие – состояние, при котором один или оба глаза отклоняются от общей точки фиксации, то есть смотрят не в одном направлении. Оно может быть вызвано некорригированным нарушением рефракции, снижением зрения одного глаза, поражением нервов, управляющих глазодвигательными мышцами. При косоглазии изображения предмета попадает на разные участки сетчаток правого и левого глаза и их невозможно совместить друг с другом для получения объемной картинки. Для исключения двоения головной мозг отстраняет от зрительной работы один из глаз. Неиспользованный глаз отклоняется в сторону. У детей — чаще к носу (сходящееся косоглазие, реже — к виску (расходящееся косоглазие). Лечение косоглазия необходимо начинать как можно раньше. Назначение очков не только улучшает зрение, но и придает глазам правильное положение. Если причина косоглазия в поражении нервов, управляющих глазодвигательными мышцами, назначают электростимуляцию и тренировку ослабленной мышцы. Если такое лечение не эффективно, для восстановления правильного положения глаз в возрасте 3-5 лет проводят операции на мышцах.
• Амблиопия возникает, когда один глаз используется реже другого вследствие того, что хуже видит или отклонен в сторону. Постепенно развивается стойкое снижение зрения неиспользуемого глаза. Амблиопия лечится путем временного выключения здорового глаза и тренировки пораженного.
• Дальнозоркость — наиболее частая рефракция у детей 3-6 лет. Очки назначают, если величина гиперметропии достигает 3,5 диоптрий и более или если один глаз видит хуже другого. При этом может развиться косоглазие и амблиопия. В возрасте 6-7 лет очки могут быть отменены.
• Близорукость, даже небольшая, требует очковой коррекции, так как зрительная система ребенка не может приспособиться к нечеткому зрению вдаль.
Астигматизм искажает изображения предметов, расположенных и на близком, и на дальнем расстоянии. Для исправления астигматизма назначают сложные очки (с цилиндрическими стеклами).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗРЕНИЯ :
1. Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус. Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов. Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.
При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.
2. В отдельную группу я выделила упражнения для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.
- Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.
- Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)
- Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).
- Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.
3. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт».
Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.
Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур»
Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.
5. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения. Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение как: «Силуэт» - накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).
6. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница». Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга: овощи, фрукты, животные или другие предметы. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.
Большую часть времени в условиях домашнего режима дети проводят у экранов телевизоров, за мониторами компьютеров и игровых приставок. Травмы, инфекции, неблагоприятная экология также негативно влияют на зрение.
Вывод:
Таким образом: использование игр и игровых упражнений в повседневной жизни детьми, помогает:
- предотвратить ухудшение зрения;
- расширить познания об окружающем мире;
- а также, способствуют повышению остроты зрения и развитию зрительных функций.