Елена Нестерова
Особенности обучения рисованию портрета дошкольников, имеющих нарушения зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у дошкольников с нарушениями зрения является одним из важнейших средств преодоления зрительной недостаточности и отрицательных последствий отсутствия дистантного восприятия действительности. Используя различные виды детской деятельности, направленные на всестороннее развитие ребенка, педагоги одновременно решают задачи коррекции зрительного дефекта.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
С этой точки зрения трудно переоценить значение всех видов изобразительной деятельности: в ее процессе ребенок учится видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления, а также дают возможность решать ряд коррекционных задач:
коррекция зрения и зрительного восприятия;
формирование перцептивных действий (умение обследовать предметы по форме, цвету, величине, определять их положение в пространстве);
воспитание осмысленного дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающей жизни;
качественное улучшение зрительных представлений;
развитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение);
коррекция пространственных отношений;
конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия и отображения.
Изобразительная деятельность способствует достижению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства : дети получают новую информацию, учатся смотреть и видеть, слушать и слышать, думать и понимать, у них формируются внимание, усидчивость, развивается мелкая моторика.
Все дети любят рисовать людей. И, конечно, их лица. С самого младшего возраста дети «оживляют» свои рисунки именно «лицом» : даже солнышку обязательно пририсовывают глаза и рот.
В дошкольном возрасте ребёнок впервые учится рисовать портреты. И хотя эта задача представляется детям непростой, вызывает у них неподдельный интерес. Начинается эта работа со знакомства с понятием «портрет», с рассматривания лиц друг друга, с обращения внимание на глаза: веки с ресницами, глазное яблоко, радужку, зрачок. Необходимо обратить внимание детей на то, что глаза расположены на лице гораздо ниже того уровня, где обычно их рисуют дети (в самой верхней части овала лица); что над глазами располагается лоб; что глаза у детей располагаются на горизонтальной линии, разделяющей лицо пополам, а у взрослого чуть выше этой линии; что дети часто сильно уменьшают глаза. Рассматривание и изучение глаз благоприятно и для того, чтобы рассказать детям, для чего нужны веки, ресницы, зрачок, как «работает» глаз, являющийся сложным и нежным «инструментом», обращаться с которым надо очень бережно. Детям с нарушениями зрения любые знания подобного рода очень важны.
Можно сделать трафарет овала лица с глазами, чтобы дети начали тренироваться, используя его: внешняя обводка - овал лица, внутренняя - глаза. Когда глаза находят свое место на лице, нетрудно пририсовать нос и рот, показать детям несколько видов изображения носа и рта. Затем вместе изучать мимику: форму рта и положение бровей. Потом перейти к волосам. Выяснить, глядя друг на друга, что они бывают разного цвета, разного качества (прямые и кудрявые, а прически имеют разную форму : у мальчиков короткие и длинные стрижки, у девочек тоже разные стрижки, а также хвостики и косички, длинные и короткие. Вспомнить про уши: они, как правило, овальной формы, поменьше или побольше, расположены под линией глаз.
Важно подобрать репродукции картин известных художников с портретами людей разных эпох (чтобы можно было рассмотреть лица, различные прически, головные уборы, одежду); фотопортреты современных людей, в том числе детей.
Предложить детям нарисовать себя с помощью зеркала.
Наряду с рисованием в период формирования представлений о портрете, который дети будут затем рисовать, проводится работа по анализу портрета (лица человека) в процессе различных дидактических игр. Например, «Найди недостаток в портрете», «Придумай и собери портрет»,
«Дорисуй половину портрета» и другие.
Для детей с различными нарушениями зрения непосредственную образовательную деятельность предпочтительнее проводить в игре, что позволяет ребенку легче войти в тему и принять задание.
Таким образом, в процессе обучения рисованию портрета, важно создать условия для развития изобразительных умений и навыков у детей с нарушениями зрения, показать и научить способам изобразительной деятельности. Только овладев способами деятельности, ребенок с нарушением зрения почувствует себя свободным и независимым в творческих проявлениях.