Елена Нестерова
Особенности обучения рисованию портрета дошкольников, имеющих нарушения зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у дошкольников с нарушениями зрения является одним из важнейших средств преодоления зрительной недостаточности и отрицательных последствий отсутствия дистантного восприятия действительности. Используя различные виды детской деятельности, направленные на всестороннее развитие ребенка, педагоги одновременно решают задачи коррекции зрительного дефекта.
Публикация «Особенности обучения рисованию портрета дошкольников, имеющих нарушения зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Рисование. Все материалы
- Темочки
С этой точки зрения трудно переоценить значение всех видов изобразительной деятельности: в ее процессе ребенок учится видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления, а также дают возможность решать ряд коррекционных задач:
коррекция зрения и зрительного восприятия;
формирование перцептивных действий (умение обследовать предметы по форме, цвету, величине, определять их положение в пространстве);
воспитание осмысленного дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающей жизни;
качественное улучшение зрительных представлений;
развитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение);
коррекция пространственных отношений;
конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия и отображения.
Изобразительная деятельность способствует достижению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства : дети получают новую информацию, учатся смотреть и видеть, слушать и слышать, думать и понимать, у них формируются внимание, усидчивость, развивается мелкая моторика.
Все дети любят рисовать людей. И, конечно, их лица. С самого младшего возраста дети «оживляют» свои рисунки именно «лицом» : даже солнышку обязательно пририсовывают глаза и рот.
В дошкольном возрасте ребёнок впервые учится рисовать портреты. И хотя эта задача представляется детям непростой, вызывает у них неподдельный интерес. Начинается эта работа со знакомства с понятием «портрет», с рассматривания лиц друг друга, с обращения внимание на глаза: веки с ресницами, глазное яблоко, радужку, зрачок. Необходимо обратить внимание детей на то, что глаза расположены на лице гораздо ниже того уровня, где обычно их рисуют дети (в самой верхней части овала лица); что над глазами располагается лоб; что глаза у детей располагаются на горизонтальной линии, разделяющей лицо пополам, а у взрослого чуть выше этой линии; что дети часто сильно уменьшают глаза. Рассматривание и изучение глаз благоприятно и для того, чтобы рассказать детям, для чего нужны веки, ресницы, зрачок, как «работает» глаз, являющийся сложным и нежным «инструментом», обращаться с которым надо очень бережно. Детям с нарушениями зрения любые знания подобного рода очень важны.
Можно сделать трафарет овала лица с глазами, чтобы дети начали тренироваться, используя его: внешняя обводка - овал лица, внутренняя - глаза. Когда глаза находят свое место на лице, нетрудно пририсовать нос и рот, показать детям несколько видов изображения носа и рта. Затем вместе изучать мимику: форму рта и положение бровей. Потом перейти к волосам. Выяснить, глядя друг на друга, что они бывают разного цвета, разного качества (прямые и кудрявые, а прически имеют разную форму : у мальчиков короткие и длинные стрижки, у девочек тоже разные стрижки, а также хвостики и косички, длинные и короткие. Вспомнить про уши: они, как правило, овальной формы, поменьше или побольше, расположены под линией глаз.
Важно подобрать репродукции картин известных художников с портретами людей разных эпох (чтобы можно было рассмотреть лица, различные прически, головные уборы, одежду); фотопортреты современных людей, в том числе детей.
Предложить детям нарисовать себя с помощью зеркала.
Наряду с рисованием в период формирования представлений о портрете, который дети будут затем рисовать, проводится работа по анализу портрета (лица человека) в процессе различных дидактических игр. Например, «Найди недостаток в портрете», «Придумай и собери портрет»,
«Дорисуй половину портрета» и другие.
Для детей с различными нарушениями зрения непосредственную образовательную деятельность предпочтительнее проводить в игре, что позволяет ребенку легче войти в тему и принять задание.
Таким образом, в процессе обучения рисованию портрета, важно создать условия для развития изобразительных умений и навыков у детей с нарушениями зрения, показать и научить способам изобразительной деятельности. Только овладев способами деятельности, ребенок с нарушением зрения почувствует себя свободным и независимым в творческих проявлениях.