Получи документы

Проектный метод в дошкольном образовании

Екатерина Воронина
Проектный метод в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы

Проектный метод в дошкольном образовании.

На сегодняшний день система развития дошкольного образования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие интегративных качеств личности ребёнка. Поэтому обязательным условием успешной работы воспитателя становится использование современных образовательных технологий, таких, как метод проектов.

Публикация «Проектный метод в дошкольном образовании» размещена в разделах

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решения сложных для него проблем, при этом он находится в активной позиции. Метод проектов направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Внешний его результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным для ребёнка и соединяет в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. С самого рождения ребёнок явля-ется первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Но самостоя-тельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблем-ного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблем-ных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д. Однако, проектный метод обучения является для работников дошкольного образования инновационным.

Можно составить примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

1. Постановка цели проекта на основе мониторинга развития умений и навыков по образовательным областям или на основе мониторинга уровня развития интегра-тивных качеств личности воспитанников. Необходимо также учитывать интересы и потребности детей.

2. Разработка плана достижения цели.

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта, если это необходимо. Обсуждение проекта с родителями и привлечение их к реализации проекта.

4. Сбор, накопление материала.

5. Проведение занятий, игр, наблюдений, экскурсий и других видов детской деятель-ности, то есть мероприятий основной части проекта.

6. Самостоятельная творческая работа детей (или детей совместно с родителями) - из-готовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.

7. Итоговое мероприятие проекта – его продукт. Это может быть праздник, открытое занятие, выставка, викторина, спектакль и т. д.

8. Анализ результатов проектной деятельности, составление плана дальнейшей рабо-ты.

9. Презентация проекта на семинаре, педсовете.

В настоящее время проекты классифицируются:

- по составу участников;

- по целевой установке;

- по тематике;

- по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие ви-ды проектов:

1. Исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результа-ты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).

3. Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).

4. Творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности и долгосрочные (например, на весь учебный год).

В качестве примера приведём паспорт проекта, реализованного в рамках нашего дошкольного учреждения (ГБДОУ центр развития ребёнка – детский сад №114 Адмирал-тейского района города Санкт-Петербурга) в апреле 2012 года.

Паспорт проекта.

Тема: Театральная деятельность

Название: Театр в нашей жизни

Вид проекта: Творческий, краткосрочный

Проблема: Недостаточное внимание родителей и воспитателей к театральной дея-тельности. А ведь именно театральная деятельность позволяет развить фантазию, память, воображение и речь детей, учит сопереживать происходящему, раскрепощает ребёнка, повышает его уверенность в себе, раскрывает творческий потенциал и помогает снять накопившееся напряжение. Кроме того, развивается пластика, улучшается дикция и арти-куляция, формируется эстетический вкус.

Цель: Раскрытие творческого потенциала детей.

Задачи:

1. Пробудить интерес детей и родителей к театру.

2. Познакомить детей и родителей с разными видами театра.

3. Познакомить родителей с детскими театрами нашего города.

4. Познакомить детей с «театральными терминами».

5. Способствовать развитию воображения детей.

6. Развитие речи детей.

7. Формирование знаний об эмоциях и умения их выражать.

8. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства: мимика, сцениче-ское движение, правильная речь.

Мероприятия:

1. Анкетирование родителей «Театр и мы».

2. Создание презентации для родителей «Детские театры нашего города».

3. Изготовление папок-передвижек «Домашний театр», «Виды кукольных театров».

4. Использование в работе различных видов театра (кукольный, пальчиковый, театр-конструктор, театр с «окошечками»).

5. Создание книжки-малышки «Сны моей игрушки».

6. Занятие: «Театральные термины».

7. Использование игр на развитие знаний об эмоциях и умение их выражать.

8. Использование игр на развитие речи и воображения детей.

9. Создание альбома иллюстраций к любимым сказкам и спектаклям.

10. Репетиции и показ в музыкальном зале мини-спектакля «Тошка» детям других групп.

Анализ результатов:

Главный результат – показ мини-спектакля «Тошка» в музыкальном зале для детей других групп. К спектаклю были созданы: афиша, программка, билеты. Дети с удоволь-ствием занимались подготовкой спектакля, учили роли, изображали животных, знакоми-лись с театральным «закулисьем».

Реализованный проект способствовал развитию фантазии, воображения и речи де-тей, а также таких интегративных качеств личности как эмоционально-отзывчивый; любознательный, активный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.

Ещё один результат – создание материалов для родителей по теме «Театральная деятельность» - это папки-передвижки «Домашний театр» и «Виды кукольных театров», а также презентация «Детские театры нашего города». Создание этих материалов позволило повысить компетентность родителей в данном вопросе. После реализации проекта количество детей, посещающих театр, увеличилось. Через некоторое время в группе была проведена выставка совместного творчества родителей с детьми «Мой любимый спектакль», в которой приняло участие достаточно большое количество семей.

Также, за время проекта, была создана книжка-малышка «Сны моей игрушки» и альбом с иллюстрациями к любимым сказкам и спектаклям. Многие дети активно прини-мали участие в их создании.

В дальнейшем мы будем продолжать работу в этом направлении. Планируется со-здание в группе материалов для различных видов театральной деятельности (теневой те-атр, театр на ложках и другие).

Форма презентации: электронная презентация и папка с материалами.

Использованная литература:

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду: развивающие упражнения, тренинги, сценарии. – М. : АРКТИ, 2010. – 144 с.

2. Виноградова И. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. – М. : Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.

3. Мартыненко Л. А., Постоева Л. Д. Играй! Слушай! Познавай! – СПб. : Речь, 2010. – 95 с.

4. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика / Сост. Т. В. Меркулова и др. – М. : Школьная пресса, 2010. – 64 с.

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт. -сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова – М. : АРКТИ, 2012. – 95 с.

6. Сорокина Н. С. Сценарии театральных кукольных занятий. – М. : АРКТИ, 2007. – 288 с.

Публикации по теме:

Использование информационных технологий в дошкольном образовании Информационные технологии в дошкольном образовании. Вся тема информационные технологии связана с процессом информатизации образовательного.

Культурные практики в дошкольном образованииКультурные практики в дошкольном образовании Виды культурных практик (Масловская С. В., кандидат педагогических наук, доцент) Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать,.

Метод проекта в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС Как показывает практика и исследования многих ученых наибольший интерес у дошкольников вызывает деятельность практического характера, изучение.

Методика Марии Монтессори в дошкольном образовании Андреева Сардана Дмитриевна, воспитатель Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится.

Педсовет «Культурные практики в дошкольном образовании» Педсовет «Культурные практики в дошкольном образовании» С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Проектный метод — фактор успешного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ Проектный метод – фактор успешного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ. Вашему вниманию предлагается опыт работы по использованию.

Проектный метод в образовательном процессе дошкольного учреждения Проектный метод в образовательном процессе дошкольного учреждения. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем.

Проектный метод в работе со старшими дошкольниками Из опыта работы воспитателя ГБДОУ 93 Крупновой М. В. Федеральные государственные стандарты предъявляют новые требования к формам получения.

Технология проектной деятельности (Метод проектов в дошкольном образовании) Метод проектов в дошкольном образовании Автор: Фамилия, И. О___Попова Галина Егоровна___ Должность.

Эссе «Размышления о дошкольном образовании…» Эссе Воспитание - не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка В. Сухомлинский. Размышляя о своем жизненном.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проектный метод в дошкольном образовании
Опубликовано: 12 октября 2017 в 13:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектный метод в дошкольном образовании» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Воронина (УИ 40604) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД