Сардана Андреева
Методика Марии Монтессори в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Андреева Сардана Дмитриевна, воспитатель
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Публикация «Методика Марии Монтессори в дошкольном образовании» размещена в разделах
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Рубинштейн С. Л. говорил, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи, эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготский) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе игры.
Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:
Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
Освоить современные технологии и методы организации игры.
Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по всем возрастным группам.
На данном этапе освоили современную технологию формирования игровой деятельности, разработанную Н. А. Коротковой и Н. Я Михайленко, изучила метод комплексного руководства игрой Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новосёловой.
В нашей деятельности основываемся на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
Работая по теме, разработали планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста по ясельной, средней и старшей группе. Изменила форму проведения занятий, строю их в виде игр, путешествий, занятий-прогулок, занятий-сказок.
В процессе работы создаю предметно- игровую деятельность, которая способствует закреплению сформированных в совместной деятельности способов построения игры, творческому развитию сюжета через внесение «ключевых» игрушек, появлению новых видов игр.
Оформлены центры для игр, которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры, сделан стол для игр-манипуляций с предметами для развития моторики рук.
Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью использую костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера, в изготовлении которых оказывают помощь родители.
Развитию игровой деятельности способствует использование «Игротеки», регулярное пополнение игрового материала, изготовление атрибутов для игр, выставки книг, изготовление и рассматривание тематических альбомов, чтение художественных произведений.
Играя с детьми, создаю проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности.
В нашей работе использую три принципа организации игры в детском саду:
Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми.
Играю с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе разворачиваю игру особым способом так, чтобы детям «открывался и усваивался» новый, более сложный способ её построения.
Начиная с раннего возраста, формирую игровые умения и одновременно ориентирую ребёнка на осуществление игрового действия, на пояснение его смысла партнёром- взрослым и сверстником, на создание психологического комфорта в совместной игре.
В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.
В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.
У детей появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Играя с детьми, обогащаем содержание игр, возникающих в группе, формирую умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Для решения этих задач я используем косвенные приё мы руководства: обогащаю знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях помогаем детям расширить знания для одной игры, а затем постепенно переходим к углублению содержания других.
Также я используем разнообразные приёмы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляя интерес к играм детей и, задавая отдельным группам вопросы, постепенно приучаем детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом используем короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогаю детям справедливо распределить роли, направляю внимание детей на подбор игрушек и т. д.
Участвуя в игре, берем на себя не основную, а второстепенную роль, с тем, чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений.
В играх, наряду с действиями, начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх дети находят отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг к другу в процессе труда. Изменение тематики игр и их содержания на данном возрастном этапе связано с расширением их источников. Постепенно в играх дошкольника всё большее место начинает занимать опосредованный опыт, т. е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер непосредственного опыта: дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни. Когда ребёнок уже овладел основами ролевого поведения, важно научить его развёртывать в игре разнообразные сюжеты, центром которых является привлекающая его роль. Для этого необходимо показать ребёнку, что роль может быть включена не только в одну, а в различные взаимосвязи с другими ролями.
Считаем, что одним из эффективных средств формирования у детей умений согласованно развёртывать новые разнообразные сюжеты игры, является совместная игра воспитателя с детьми, однако по форме она совершенно отличается от игр воспитателя с детьми на предыдущем возрастном этапе. Это своеобразная совместная «игра-придумывание», которая протекает чисто в словесном плане.
Организуя игры с детьми дошкольного возраста, развиваем у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.
Во всех возрастных группах периодически предлагаем новую тему игры, при этом не навязываю сюжет детям, а стараюсь лишь возбудить интерес. Играя с детьми, замечаем изменения в их настроении, поведении и самочувствии.
Как можно чаще хвалим и поощряем каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараемся, чтобы каждый ребёнок самореализовывался в игре, проявил своё неповторимое творчество.
Работая с детьми в группе, создаем обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка. В результате нашей работы дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и самостоятельны в игре.