Лариса Кузнецова
Проектный метод в образовательном процессе дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Проектный метод в образовательном процессе дошкольного учреждения. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, головоломок и т. д.
Публикация «Проектный метод в образовательном процессе дошкольного учреждения» размещена в разделах
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие самостоятельной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это :
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это :
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание : педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются :
• по составу участников;
• по целевой установке;
• по тематике;
• по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
1. исследовательские -творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации.
2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.
4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника например «Театральная неделя»).Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются сюжетно –ролевые игровые и творческие проекты : «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
• комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Книжкина неделя»;
• межгрупповые:«Мир животных и птиц», «Времена года»;
• творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы»;
• групповые: «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
• индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
• исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают:
• краткосрочными (одно или несколько занятий,
• средней продолжительности,
• долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Список литературы.
1. Киселёва Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. -сост, : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилова и др. -3-е изд., испр. и доп. -М. : АРКТИ,2005.-96с.
2. Матвеева Н. Г., Мирошниченко О. Н., Яковлева Г. В. Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста. Проект «Фруктовый сад»/Н. Г. Матвеева,О. Н. Мирошниченко,Г. В. Яковлева. -Челябинск:Цицеро,2009.-86с.
3. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками».-СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс»,2011.-80с