Наталья Торопова
Проектная технология как средство развития временных представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья.
«Проектная технология, как средство развития временных представлений у детей дошкольного возраста»
Статья на педагогическую тематику.
Автор: Торопова Наталья Александровна, воспитатель ГБДОУ №89 г. Санкт – Петербург
Описание: В статье раскрывается тема об особенностях развития временных представлений у детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Публикация «Проектная технология как средство развития временных представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Таким образом, к основным причинам несформированности временных представлений можно отнести : объективные – время не имеет наглядных средств, а ребенок дошкольного возраста мыслит образами; к субъективным причинам следует отнести недостаточный жизненный опыт ребенка, особенности его мышления, а также недооценку важности и значимости формирования представлений о времени окружающими взрослыми. [2].
Работа по ознакомлению детей со временем должна иметь ярко выраженную практическую направленность. В процессе работы важно использовать самые разнообразные средства : наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений и пр. Работу проводить не только в ходе образовательной деятельности, но и в течение дня и режимных моментах. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Таким образом, в современных условиях развития общества особую актуальность приобретает решение такой проблемы, как развитие временных представлений.
Время – наиболее сложная категория для познания детьми дошкольного возраста. Она становится доступна при использовании в педагогическом процессе современных проблемно-игровых методов, метода проектов, направленных на развитие у детей временных представлений [3].
Одним из средств развития временных представлений у детей дошкольного возраста является проектная деятельность, которая охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка. [1]
Целью использования метода проектов является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности. В процессе применения этих методов ребёнок не ограничен в поисках практических действий, экспериментировании, общении по поводу хода развития ситуации, разрешения противоречий и ошибок, проявления радости и огорчений, других интеллектуальных эмоций.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование метода проектирования для развития временных представлений у детей дошкольного возраста дает возможность реализовать принцип непрерывности образования, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, способствует успешной адаптации в условиях изменившейся ситуации школьного обучения. Формирование временных представлений в дошкольном возрасте возможно только в условиях творческой познавательной деятельности и заинтересованности детей. Метод проектов отвечает этим условиям в полной мере.
Список литературы:
1. Деркунская В. А. Проектная деятельность/ Успех. Совместная деятельность взрослых и детей : основные формы: пособие для педагогов/ О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе и др. – М. : Просвещение, 2012.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб. : Изд-во “Акцидент”, 2016.
3. Михайлова З. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.