Марина Брускова
Проектная деятельность на уроках с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Брускова Марина Евсеевна
МБОУ «Гимназия № 26»
Статья «Проектная деятельность на уроках»
«Дети – природные исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по - настоящему увлечь их предметом исследований».
Р. Н. Бунеев.
В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов.
Публикация «Проектная деятельность на уроках с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Проекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся.
Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.
Особую роль играет проектно-исследовательская деятельность. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся. В 7 классе проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС. Поэтому начальная школа является фундаментом, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Сегодня школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе – местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.
Я использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В 1 классе при изучении букв начинается первая проектная работа. Такие работы как: «Мои первые буквы», «Буквы встали в ряд» и другие.
Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это могут быть защита рисунков, поделок, макетов, творческие работы.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Рассмотрим основные особенности уроков, содержащих проектную деятельность. Структура уроков такова.
Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети закомятся со спецификой проектной деятельности вообще и конкретной деятельности на данном уроке. В ходе этого же этапа происходит распределение детей на инициативные группы.
Второй этап на формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока.
Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке цикла подготавливаются общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта.
Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в группах.
Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но это не умаляет значения остальных групп, так как каждая из них следит за «работой» своей части проекта и при необходимости может внести коррективы.
Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Считаю, что одним из современных педагогических средств формирования ключевых компетентностей является метод проектов. Этот метод в полной мере реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.
Можно выделить несколько видов проектов :
- Практико-ориентированные проекты (нацелены на социальные интересы самих учеников проекта или его заказчика).
- Исследовательские проекты (напоминают научное исследование).
- Информационные проекты (сбор информации с целью обобщения).
- Творческие проекты (театрализация, игры, альманахи и др.).
- Ролевые проекты (учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей.
По предметному содержанию проекты бывают :
- Монопроекты (в рамках одного предмета или области).
-Межпредметные (выполняются во внеурочное время).
В курсе «Окружающий мир» формируются многие первоначальные представления детей о закономерностях окружающего мира, обеспечивающие переход от созерцания явлений к осмыслению их сущности. Работа над учебной темой и исследовательским проектом позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое, так как учебные исследования я рассматриваю, как особое направление внеклассной работы тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу я провожу индивидуально с каждым ребенком или с группой детей.
Для работы над проектом отвожу часть урока, или внеурочное время школьников. Небольшое количество урочного времени целесообразно использовать для того, чтобы познакомить детей с новой темой, обменяться мнениями, обсудить возможные аспекты темы, дать детям возможность выбрать интересующий их предмет исследования. В процессе работы над темой и реализацией проектов делаем обзоры текущего состояния дел, дети представляют промежуточные презентации своей деятельности, решаем организационные вопросы. Проект «Мой город» в 3 классе совместил в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята с удовольствием приносили материал, сумели отобрать нужное и представить его перед одноклассниками в виде газеты, кроссворда и книжки, презентации. Также подготовили рисунки и сочинения на тему «Мой город».
В работе над проектом выделяются следующие этапы:
1. Выбор темы.
2. Формулирование цели и задач.
3. Составление плана работы.
4. Поиск информации.
5. Исследование.
6. Выводы.
7. Результат.
8. Оформление проекта.
9. Подготовка к защите.
10. Защита проекта.
11. Самооценка участника.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и гигиенические особенности младших школьников. А именно:
• Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.
• Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
• Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Важную роль играет и оценивание работ учащихся. При оценки успешности учащихся необходимо понимать, что оценкой для него является признание самостоятельности, успешности, результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Критерии оценивание проекта учащихся :
1. Значимость и актуальность темы
2. Самостоятельность работы над проектом
3. Полноту раскрываемой темы
4. Оригинальность
5. Выступление при защите проекта
6. Качество выполнения проектной деятельности
Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и учащихся, но и их родителей. При этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большую часть работы над проектом, а помогали советом, информацией. Проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации при выполнении проектной деятельности ребёнка.
В каждом классе по окружающему миру можно выделить темы проектов :
1 класс
Аптечка на моем подоконнике
Всем на свете нужен дом
Где живут белые медведи?
Домашние животные и их польза людям
Друзья мои меньшие
Загадки о птицах
Мои увлечения
2 класс
Влияние вредных привычек на живой организм на примере ростков гороха
Влияние среды и условий для развития растения
Вода и её свойства
Воздух и его свойства
Грядка на моем подоконнике
История моей улицы
Как готовятся к зиме жители леса
3 класс
Ах, эта прекрасная осень
Весенние изменения в жизни животных
Вода - природный растворитель
Водоём – уютный дом из воды
Вся правда о вкусных чипсах
Календарь семейных профессий
Домашние опасности
4 класс
Вода - это жизнь
Деревянное зодчество Руси
Есть ли у воздуха секреты?
Животные в опасности!
Жизнь луга. Луг - природное сообщество
Жизнь пустыни
Мой опыт работы показывает, что использование проектного метода на уроках окружающего мира не вытесняет классно-урочную систему, а наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться и в начальных классах. При этом учебный процесс, организованный на основе метода проектов, конечно же, отличается от традиционного обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие познавательного интереса. В первом классе это наличие только ситуативного интереса, но уже во втором классе отмечается рост устойчивого и обобщенного интереса к исследовательской деятельности. Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н. Рыленков)
Литература:
1. «Актуальность метода проектов, особенности его применения в начальной школе» Викторова И. А//https://obrotdelstr.narod.ru/doc/
2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология : развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2010.
3. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
4. Ляхова Л. В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа. №7. 2013.
5. Метод проектов на уроках в начальной школе Василовская Анна Ильинична, учитель начальных классовhttps: //festival.1september.ru/
6. Назарова Е. В. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся. № 4. 2010.
7. М. Романовская: Метод проектов в начальной школе// Издательство: Педагогический поиск, 2014 г.
8. Шлинке Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2012. № 9