Кондратенко Анатолий
Мастер-класс «Музыкально-творческая деятельность на уроках музыкального искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Кондратенко Анатолий Дмитриевич
МОУ «Школа №21 г. Донецка»
Мастер-класс «Музыкально-творческая деятельность на уроках музыкального искусства»
Цель: Раскрытие возможностей уроков музыки в развитии творческих способностей детей.
Задачи: познакомить с музыкально-творческими приёмами, педагогическими технологиями, которые помогут развивать жизнетворческие компетенции на уроках искусства.
Темочки:
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Мне хотелось бы задать вам вопрос: Как вы понимаете творчество? Что такое творчество?
Ответы…
А вот варианты, которые нам предлагают словари
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности (Большой энц. словарь).
Творчество - психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена игры детской (психологический глоссарий)
Прочитанные определения говорят о творчестве, как о деятельности, результатом которой является создание материальных и духовных ценностей.
Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания. Эта задача решается не столько через объяснение и приобщение к музыке, сколько через процесс активного ее восприятия на основе собственной творческой деятельности детей в доступной для них форме.
Вот примеры некоторых музыкально-творческих приемов и технологий, которые я использую на своих уроках.
Игровые технологии – музыкальные игры и викторины, кроссворды, загадки.
Пластическая импровизация - музыкальный звук-музыкальный образ- способ его воплощения.
Вокальная импровизация – сочинение мелодии на заданный текст, её исполнение.
Иллюстрации к музыкальным произведениям – воплощение музыкальных образов в художественные («Зримая музыка»).
Сочинение-миниатюра (эссе) – сочинение истории, которую поведала музыка.
Перевод музыки на язык другого вида искусства – сочинение рассказа, перевод на язык красок, движения, пантомимы
Инструментальное исполнительство – игра на простейших ритмических инструментах (ритмическая партии, сочетание вокальной группы и инструментальной при исполнении произведений, совместная творческая деятельность учителя и учащихся.
Практикум
Давайте остановимся на некоторых из них и поработаем в группах.
Задание 1.
Угадай мелодию. Работа в группах.
1. Звучат фрагменты детских песен (без слов.) Ученики. слушая фонограмму должны узнать и пропеть фрагмент песни :
Вместе весело шагать, Песня мамонтёнка, Во поле береза стояла, В лесу родилась елочка и др.
2. Угадай мелодию (иллюстрация к песне)
Ученики. должны узнать название песни по иллюстрации (рисунки детей)
Подведение итогов работы в группах.
Поаплодируем друг другу. Всё здорово получилось! Молодцы!
Узнай инструмент (иллюстрация) :
Звучат фрагменты исполнения на различных инструментах.
Ученики определяют тембр музыкального инструмента. который звучит и после этого демонстрируется рисунок инструмента (слайд)
Задание 2
Пластическая импровизация. Работа в группах.
Каждой группе включается определённая композиция, а вы должны изобразить песню без слов.
Пример: Во поле береза стояла (в центре человек с вытянутыми руками, вокруг него водится хоровод)
Пример: «Веселый музыкант» А. Филиппенко (от покачивания корпусом, до радостного танца)
Ученики быстро создают пластическую импровизацию, время на обдумывание не более 2 минут.
Выводы: «Пластическая импровизация»- это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания
Задание 3.
Создадим оркестр - игра на простейших ритмических инструментах (ритмическая партии, сочетание фонограммы произведения и инструментальной импровизации учащихся, совместная творческая деятельность учителя и учащихся
Пример 1
Звучит фонограмма: Полюшко-поле (ученики, используя предложенные ритмические инструменты, исполняют ритмическую импровизацию, «Полюшко-поле» вместе с оркестром и хором). При отсутствии ритмических инструментов можно предложить использовать учащимся обычный карандаш.
Пример 2
Звучит фонограмма: Русская народная песня «Калинка» (ученикам предлагается выбрать ритмические инструменты, которые они будут использовать при исполнении ритмической импровизации «Калинки» вместе с оркестром).
Рефлексия:
Что же вам помогло справиться с этим заданием?
Давайте выясним, что должно быть у хорошего музыканта?
Выводы:
При применении данных приемов и методов музыкально-творческой деятельности на уроках музыкального искусства реализация принципа единства деятельности композитора-исполнителя-слушателя происходит на качественно более глубоком уровне, по сути создавая у каждого участника творческого процесса иллюзию активного участия в создании «музыкального шедевра».
Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность учеников : в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании, в драматизации.