Наталья Валерьевна Кимайкина
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся на уроках и вне уроков с использованием здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 39» г. Ангарска
Кимайкина Наталья Валерьевна
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с использованием здоровье-сберегающих технологий.
«Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто, - гласит известный афоризм»
Публикация «Мотивация и стимулирование деятельности учащихся на уроках и вне уроков с использованием здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Многочисленные исследования последних лет показывают, 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно- психическими расстройствами – 5,6 до 16,4%, нарушением осанки с 1,9 до 16,8%.
По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов учащихся; дети, имеющие хроническую патологию и сниженную резистентность, в первом классе составляют 22 – 25 процентов. К четвёртому классу число практически здоровых детей резко снижается.
Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.
«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.
Я считаю, что главный бич сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка. Работая в школе 24 года, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения, потому что ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.
Цели и задачи, реализуемые в моей работе.
Цель : Создание здоровьесберегающей среды в классном коллективе, способствующей сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Задачи:
• Повысить уровень знаний школьников за счёт развития здоровьесберегающих компетенций.
• Организация физкультурно-оздоровительной работы.
• Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
• Профилактика и наблюдение за состоянием здоровья учащихся.
• Мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности класса.
Как дать качественное образование и при этом сохранить здоровье детей, если учебный план школы, загруженность учебного материала, традиционные методики и технологии обучения не позволяют в полной мере решить эти задачи.
Поиск решения указанных противоречий привел к необходимости осмыслить собственный опыт и определить основную цель: достижение высокого уровня качества обучения учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий.
Определяя цели и задачи уроков в начальной школе, я в первую очередь осознаю, что сохранить и укрепить здоровье учащихся можно только через правильную организацию учебного процесса. Поэтому я стремлюсь сделать все возможное для того, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок достиг более высоких результатов и сохранил свое здоровье. Все это и послужило мне толчком для работы по здоровьесберегающим технологиям, которые ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление.
Формы организации обучения младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий.
Работу по здоровьесбережению начинаю с диагностики состояния здоровья своих учащихся, изучаю паспорт здоровья учащихся и выстраиваю план работы.
Форма организации обучения в моей работе представляет собой выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяю урок, практикум, факультативные занятия, собеседования, дополнительные занятия и консультации, домашнюю работу учащихся. Наиболее распространённой формой обучения является урок, на котором стараюсь создать неодинаковые, специфичные условия для обучения, воспитания, развития учащихся, сохранения их здоровья.
Учитывая актуальность данной проблемы, стараюсь создать такие условия на уроках, чтобы каждый ребенок мог развиваться, получать образование с учетом его индивидуальных особенностей, не навредив своему здоровью.
При построении своих уроков учитываю такие требования:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (выполнение санитарно-гигиенических требований регламентированных СанПиНами; температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.).
2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
7. Должны присутствовать оздоровительные моменты : физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация : оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации : стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
Наряду с традиционными уроками в своей практике применяю и нетрадиционные формы организации урока. В начальной школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков : уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы) ; уроки-путешествия ; уроки-фантазии ; урок-сказка ; урок-сюрприз ; урок-отчет ; урок-зачет; урок здоровья; уроки с использованием компьютерной техники, урок –экскурсия. Все они имеют здоровьесберегающую направленность.
Уроки окружающего мира, уроки здоровья, технологии, ИЗО часто провожу на природе, тем более, что рядом со школой находится парковая зона.
В подготовке и проведении нетрадиционных уроков помогают творческие принципы:
1. Отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении.
2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активное взаимодействие на уроке с использованием различных форм групповой работы на уроке.
3. Занимательность и увлечение, а не развлекательность - основа эмоционального тона урока.
4. Поддержка альтернативности, учет множества мнений.
5. Развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовольствия.
6. «Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.
7. Использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.
Опираясь на эти принципы, педагогам следует ориентироваться и на психологические особенности младших школьников.
Разнообразие форм и технологий по здоровьесбереженью.
Несколько минут на уроке уделяю динамическим паузам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в тему урока.
-у пражнения для кистей рук
-гимнастика для глаз (по методике В,Ф Базарного и традиционные)
- гимнастика для улучшения слуха
- дыхательная гимнастика и т. д
Все это снимает проблемы переутомления, отсутствия интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.
С 1 класса проводятся уроки по валеологии или уроки «здоровья».
Цель таких уроков учиться быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Каждый урок включает 4 этапа :
• Информация
• Фантазирование
• Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления
• Психогимнастика
• упражнения для кистей рук
• гимнастика для глаз (по методике В,Ф Базарного и традиционные)
• гимнастика для улучшения слуха
• дыхательная гимнастика и т. д
Все это снимает проблемы переутомления, отсутствия интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.
На протяжении многих лет в своей педагогической работе использую технологию уровневой дифференциации.
Уровневая дифференциация -это технология, имеющая здоровьесберегающий ресурс, она обеспечивает не на словах, а на деле условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка, сохранения его здоровья и формирования у него важнейших умений:
1. Самостоятельно в своем темпе приобретать и творчески использовать полученные знания;
2. Делать выбор заданий исходя из своих индивидуальных возможностей и способностей.
3. Принимать самостоятельные и ответственные решения;
4. Планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты;
5. Строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки не навредя своему здоровью и здоровью окружающих его и др.
Технология УД (Фирсова) как раз отвечает задаче, поставленной перед учителем.
Цель УД-научить всех обязательному уровню учитывая индивидуальные особенности и уровень интеллектуального развития каждого ребенка, создать условия для усвоения продвинутого и повышенного уровня для желающих, обеспечить системный подход в обучении и контроле, а значит в конечном итоге не оказывать негативного влияния на здоровье учащихся.
Данная технология позволяет использовать на уроках разноуровневые тесты, контрольные и самостоятельные работы, во внеклассных мероприятиях, на элективных курсах, в процессе работы с учащимися над проектами, учащимся предлагаются тоже задания разного уровня сложности.
В своей работе акцентирую внимание на следующие моменты :
1) Отслеживание соответствия санитарно-гигиеническим требованиям СанПиНов.
2) Постоянное внимание к охране зрения, проведение упражнений по гигиене зрения.
3) Проведение на каждом уроке физкультминуток.
4) Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании урока.
5) Обеспечение интереса к своему предмету и уроку.
6) Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими.
7) Приоритет методам самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения.
8) Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценки знаний учащихся.
9) Использование приемов мотивации, как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников, так и внутренней (стремление больше узнать).
10. Обеспечение дифференцированного подхода ко всем учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным.
Результаты применения в учебном процессе здоровьесберегающих технологий.
Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует :
• Повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
• Сохранению и укреплению физического здоровья детей.
Исследование состояния здоровья учащихся показало, дети стали меньше болеть простудными заболеваниями;
• Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах.
• Происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы.
• Способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.
Постоянные участники международных, городских конкурсов: «Русский медвежонок - языкознание для всех», «Кенгуру», «Я живу в Сибири», «Золотое перо»
• Повышению уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
• Повышению уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения
• Повышению профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
• Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей.
Таким образом, используемая система работы, способствует осознанию необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека; развитию у учащихся самостоятельности, целеустремлённости в учебно-познавательной деятельности и в решении учебно-практических задач; формированию ответственности, готовности преодолевать трудности, самостоятельно пополнять знания, заниматься самообразованием, самовоспитанием
Заключение.
Таким образом материал выше показывает, применение здоровьеразвивающих технологии, дающих не только повышение двигательной активности на занятиях, но и развитие познавательных процессов, остроты зрения, мелкой моторики у детей. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются творческие способности. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких- либо дополнительных материальных затрат значительно улучшить здоровье детей, а значит, и поднять уровень обучения за счет снижения утомляемости.
Как показано выше, проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты, наряду с профилактикой, требуется совершенствование системы первичной диагностики состояния здоровья и разработка специальных методов ее осуществления. Я еще раз подчеркиваю мысль, что здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная и ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.