Папки-передвижки

Проектная деятельность как средство развития общеучебных умений младшего школьника

Пакиза Елчиева
Проектная деятельность как средство развития общеучебных умений младшего школьника
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность исследования.

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа на сегодняшний день должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Публикация «Проектная деятельность как средство развития общеучебных умений младшего школьника» размещена в разделах

В последние годы в начальном звене школы наблюдается волна популяризации метода проектов, который не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает требованиям нового федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения: компетентностному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.

На сегодняшний день у учеников растет стремление самостоятельно осмысливать не только содержание образовательной программы, но также и способы организации сотрудничества со сверстниками, дети все больше хотят оценивать собственные действия. Все это является важным условием формирования общеучебных умений у младшего школьника.

В настоящее время практическим опытом многих педагогов, психолого-педагогическими исследованиями М. В. Дубовой, И. А. Колесниковой, Павловой, Н. Ю. Пахомовой, определена возможность применения проектного метода в работе с младшими школьниками, его универсальность и совместимость с различными системами обучения. В публикациях А. И. Бондаренко, О. В. Федоскиной и других отражен богатый развивающий потенциал проектной деятельности для учащихся начальной школы, ее позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника.

В образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности у младших школьников.

Овладение умениями самоорганизации : определять цель выполнения задания, планирование его и целесообразное выполнение, контроль и оценивание хода, результатов его выполнения, является обязательным минимумом для младших школьников.

На смену старым требованиям приходят новые: умение видеть проблему, спокойно принимать её и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной.

Основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.

В условиях личностно ориентированного начального образования особую актуальность приобретают психолого- воспитательные проблемы формирования умений самоорганизации деятельности у младших школьников как личностного, субъектного образования, так как они выступают средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивают развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияют на воспитание личностных качеств (инициативности, самостоятельности, организованности) и способствуют становлению рефлексивной деятельности школьников.

Таким образом, возникает проблема с одной стороны необходимо обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в проектировании, а также методам обработки полученных материалов, а с другой стороны начальная школа осталась немного в стороне, от обучения самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.

Данное противоречие позволило сформулировать тему исследования: «Проектная деятельность как средство развития общеучебных умений младших школьников».

Объект исследования: развитие общеучебных умений младшего школьника.

Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития общеучебных умений младшего школьника.

Цель исследования: изучить развитие общеучебных умений младшего школьника средствами проектной деятельности.

Гипотеза исследования, развитие общеучебных умений младшего школьника будет эффективным, если организация проектной деятельности будет развивать :

- учебно – организационные общеучебные умения;

- учебно - интеллектуальные общеучебные умения;

- учебно - информационные общеучебные умения;

- учебно - коммуникативные общеучебные умения.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности развития общеучебных умений младшего школьника;

2. Охарактеризовать проектную деятельность младших школьников;

3. Выявить критерии и уровни развития общеучебных умений младших школьников;

4. Организовать проектную деятельность как средство развития общеучебных умений младших школьников;

5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по разработке и внедрению проектной деятельности как средства развития общеучебных умений младших школьников

В первой главе мы рассматривали следующие вопросы: Сущность общеучебных умений младшего школьника, Характеристика проектной деятельности младших школьников

На основе следующего материала нами были сделаны следующие выводы: Решая первую задачу, мы выяснили, что ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Ему необходимо владеть достаточно полным, точным и расчлененным восприятием, так как обучение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работе детей с различным материалом. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.

В учебном процессе формируются и проявляются и общеучебные умения : умение планировать свою работу, всесторонне учитывать все условия задачи, рассматривать явления с различных точек зрения, выделять главную мысль, конспектировать материалы первоисточников, наблюдать, контролировать свою деятельность. Одна из важнейших задач школьного обучения - научить учащихся приемам мыслительной деятельности : самостоятельно производить мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификацию, систематизацию - и с их помощью получать продукты мыслительной деятельности - понятия, суждения, умозаключения. Овладение приемами мыслительной деятельности обеспечивает автоматизм (частичный) выполнения конкретных действий в учебной деятельности.

В первой главе мы рассмотрели проектную деятельность с точки зрения возможности решения некоторых проблем современного образования: необходимость формирования у учащихся информационной компетенции, умений применять знания на практике; выработка у учащихся необходимых умений для формирования коммуникативной компетентности. Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован и оценен. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость. Исследование, как тип учебной деятельности представляет собой познание окружающего мира посредством теоретических конструкций - методов, организующих мышление и деятельность познающего.

Под проектной деятельностью понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых, которая имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направленная на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Во второй главе мы сделали следующие выводы

В данной главе проведен эксперимент, направленный на формирование общеучебных умений у младших школьников с помощью проектной деятельности и проанализированы его результаты. Эксперимент проводился в 3 этапа. Каждый этап решал определенную задачу.

На констатирующем этапе с помощью диагностического инструментария (методики «образец и правило» (А. Л. Венгера, методики «Корректурная проба» (тест Бурдона, пробой на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) был выявлен уровень сформированности общеучебных умений у учащихся 4 класса. В результате было выявлено, что уровень сформированности общеучебных умений у большинства испытуемых находится на низком и среднем уровнях.

На формирующем этапе был разработан творческий комплексный проект, направленный на формирование общеучебных умений у учеников, который включал в себя 2 проекта.

Контрольный этап позволил оценить уровень сформированности общеучебных умений после реализации проекта. Результаты определили успешность проведенного нами проекта.

Результаты практического исследования позволяют говорить том, проектная деятельность, как средство формирования общеучебных умений, эффективна.

На основе теоретического анализа мы раскрыли значение понятия «проектная деятельность», «метод проектов» и «общеучебные умения» в педагогической науке. Анализ научной литературы позволил нам более качественно и продуктивно провести практическое исследование по формированию общеучебных умений у младших школьников с помощью метода проектов.

Экспериментальная работа по формированию общеучебных умений у младших школьников в 4 классе выполнялась поэтапно.

Согласно целям исследования был проведен эксперимент, который состоял из 3-х этапов.

На констатирующем этапе был проведен ряд диагностик с использованием методик А. Л. Венгера, методик «Корректурная проба» (тест Бурдона, методик П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой. С помощью данного диагностического инструментария был определен изначальный уровень сформированности общеучебных умений у младших школьников.

На формирующем этапе был разработан и проведен комплексный творческий проект «Милая малая родина», который был разделен на 2 проекта, каждый из которых проводился поэтапно.

Ученики были включены в самостоятельный поиск решения проблемы, в поиск необходимой информации. Проектная деятельность сопровождалась конкретными задачами по работе с поисковыми системами - учащимся выдавались карточки с вопросами о родном районе города, на которые необходимо было найти ответы. Результатом работы над всем комплексным проектом стал альбом с фотографиями и информацией о родном районе города. Также ученики смастерили объемный макет села из подручных материалов на уроке технологии. Каждый этап работы включал рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.

В процессе контрольного эксперимента использован тот же диагностический инструментарий, что и в констатирующем эксперименте, что позволило получить оценку динамику формирования общеучебных умений у младших школьников.

В результате работы можем сделать вывод, что на начальном этапе эксперимента уровень сформированности общеучебных умений у большинства испытуемых находился на низком и среднем уровнях. В конце эксперимента, после проведения комплексного творческого проекта, на среднем и высоком уровнях.

Таким образом, проведенный нами эксперимент позволяет нам констатировать, что: метод проектов будет способствовать формированию общеучебных умений, если:

- учащиеся будут включены в самостоятельный поиск решения проблемы;

- проектная деятельность будет сопровождаться конкретными задачами по работе с поисковыми системами;

- результатом проектной деятельности будет продукт коллективной деятельности;

- каждый этап работы над проектом будет включать рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.

Следовательно, подтвердилась гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, т. е. метод проектов будет способствовать формированию общеучебных умений при вышеназванных условиях. Задачи реализованы, цель исследования достигнута.

В ходе своего исследования мы пришли к следующему выводу: проектная деятельность очень интересна для детей младшего школьного возраста. Это помогает им быть успешными не только на уроках, но и в жизни в целом. Развитие проектной деятельности у учащихся процесс управляемый. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми методами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Проект - это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Для нас, несомненно, одно: обучение приемам работы разных видов способствует развитию самостоятельного мышления, тогда учащиеся на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим. Кроме того, учитывая возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства наглядности и рационально использовать их.

В работе была проанализирована методическая, педагогическая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, традиционная и развивающая программы и методика работы с детьми, разработка проектов, которые могут быть использованы педагогами-практиками.

В заключение отметим, что необходимо создавать благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности школьников, а также необходимо умело направлять эту деятельность.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Игры с платочками как средство развития ручных уменийИгры с платочками как средство развития ручных умений Игры с платочками, как средство развития ручных умений. Лариса Гацко. Блог. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Отчет о проделанной работе по самообразованию «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ» Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ». Слайд 1. Приветствую.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи Дошкольное образовательное учреждение осуществляет педагогический процесс в инновационном режиме, нововведения требуют освоение нового содержания.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство развития общеучебных умений младшего школьника
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 15:24
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как средство развития общеучебных умений младшего школьника» (включая файлы) размещена пользователем Пакиза Елчиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД