Федорова Оксана Валерьевна
Продуктивная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивная деятельность как средство развития
детей дошкольного возраста
Федорова Оксана Валерьевна
МДОУ «Д/с № 114 о. в.»
г. Магнитогорск
Всем известен тот факт, что ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игровая. Однако, не менее важным является ещё один вид детской деятельности - продуктивный. В дошкольном образовании продуктивной деятельность считают деятельность, осуществляемую под руководством педагога, в результате которой появляется какой-либо продукт [4, с. 30].
Темочки:
В результате различных исследований было доказано, что благодаря продуктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируются следующие навыки:
графический навык;
настойчивость;
усидчивость;
целенаправленность;
умение планировать свою деятельность;
умение достигать некоторого результата.
Для изучения результатов детской продуктивной деятельности (рисунков, поделок и т. п., с целью исследования развития детей, используется анализ продуктивной детской деятельности. Этот метод можно применять как в массовых исследованиях, чтобы определить общие закономерности психического развития, так и при изучении развития отдельной личности в диагностических целях.
В последнее время, обнаружена тенденция роста числа детей с отставанием в речевом и личностном развитии. Известно, что речь ребёнка напрямую зависит от тонкой моторики пальцев рук. Продуктивная деятельность способствует развитию мускулатуры рук, координацию движений, помогает развивать творческое воображение, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать). Кроме того, продуктивная деятельность способствует формированию таких моральных качеств личности: как самостоятельность, инициатива, пытливость, организованность и ответственность при выполнении задания. Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Ведь формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве [4, с. 33].
Основными видами продуктивной деятельности в дошкольном образовании являются:
- рисование;
- аппликация;
- лепка;
- конструирование из бумаги и строительного материала;
- создание поделок, макетов из природного и бросового материала.
Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника.
Можно выделить следующие функции продуктивной деятельности в дошкольном возрасте :
психотерапевтическая;
психодиагностическая;
развивающая;
экспрессивная.
Рисование способствует процессу интериоризации. Рисунок - это материальная опора для внутреннего плана деятельности, что способствует переходу от символа к знаку. Кроме того, рисование является средством психотерапии (вид арт-терапии). Известно, что в целях психодиагностики индивидуальных и возрастных особенностей психического развития детей используются все виды продуктивной деятельности.
Продуктивная деятельность способствует развитию когнитивных процессов у ребенка. С помощью рисования можно выразить на плоскости цвет и форму предмета. С помощью лепки можно воплотить объемную форму. Конструирование помогает выразить соотношения элементов. В процессе продуктивной деятельности выделяются свойства предметов. Они составляют содержание представлений ребенка о форме, цвете, величине, объеме, количестве и т. д. Это является основой для оперирования ими в умственном плане, обеспечивающем анализ, сравнение, обобщение и классификацию.
Экспрессивная функция - это одна из важных функций детского рисования, лепки и конструирования, ведь ребенок выражает свое отношение к окружающей действительности.
В процессе продуктивной деятельности сочетается не только умственная, но и физическая активность. Необходимо применять определенные усилия, чтобы создать рисунок, поделку из пластилина, аппликацию. Необходимо применять определенные усилия, осуществлять трудовые действия, овладевать определенными умениями. В процессе продуктивной деятельности дети овладевают практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им проявлять самостоятельность [5, с. 11].
Продуктивная деятельность предполагает выполнение нескольких видов действий:
- Перцептивные действия, которые являются одними из главных, реализующих изобразительную деятельность. Так как для создания образа необходимо выделять в окружающих предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: цвет, величину, форму, расположение предметов в пространстве;
- Действия по замыслу образа. Суть этого действия в придумывании ребенком содержания при создании рисунка, в процессе лепки, конструирования, в определении материалов, приемов, последовательности действий. ;
- Изобразительные действия, для овладения которыми дошкольникам необходимо освоить знание основных форм, структуры, цвета, величины, пропорциональных отношений в предметах и между ними, знание способов их изображения и умение использовать их в процессе рисования, лепки, при создании аппликаций, конструировании.
- Действия контроля и оценки, которые формируются при условии осознания детьми, что их работа предназначается для других. Ребёнок должен уметь дать оценку создаваемому образу в процессе рисования и при его окончании в соответствии с замыслом.
Для дошкольного возраста характерны следующие стадии изобразительной деятельности : стадия бесформенных изображений (3-4 года) и стадия изобразительных схем (4-7 лет). Стадия бесформенных изображений, когда рисунки детей не передают ничего конкретного, раздельно нарисованные предметы короткими прямыми или округлыми штрихами, не связанными в единое целое. Стадия схем характеризуется тем, что рисование детей проходит ряд ступеней: от упрощенных схем, где неопределенно по форме изображаются лишь некоторые части объектов, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями [1, с. 122].
Таким образом, продуктивная деятельность имеет огромное значение во всестороннем развитии дошкольника. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию играет большую роль в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.
Список литературы
1. Грибанова М. В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (на материале изобразительного искусства) : дис. канд. пед. наук. Пермь, 1999.157 с.
2. Дрезнина М. Г., Куревина О. А. Навстречу друг другу (программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего и младшего дошкольного возраста. М. : Линка-Пресс, 2007. 248 с.
3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М. : Мозаика-Синтез, 2005. 120 с.
4. Короткова Н. А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2001. № 11. С. 29-39.
5. Лыкова И. А., Горелик Н. А. Интеграция интеллектуального и эстетического развития детей как педагогическая проблема // Педагогика искусства, 2010. № 2. С. 3-16.