Елена Французова
Консультация «Технические средства обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья по теме: «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ"
СОДЕРЖАНИЕ
1. Компьютер в ДОУ
2. Формирование информационной культуры
у современных дошкольников
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Компьютер в ДОУ
Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные образовательные учреждения в частности стал особенно актуален в наши дни.
Публикация «Консультация „Технические средства обучения“» размещена в разделах
В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека на столько велик, что людям волей не волей приходится прибегать с помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, печатной машинкой и компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их, то долго просуществовать в этом мире он не смог бы.
Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. НТР расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и "общается" с ЭВМ.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.
Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т. д.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.
Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и не игровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
2. Формирование информационной культуры у современных дошкольников
Дошкольное детство – период начальной социализации ребенка, установления взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру культуры. В настоящее время ведется полемика по вопросу о необходимости формирования информационной культуры, которая по праву может стать элементом культуры общечеловеческой. Основным элементом в процессе формирования информационной культуры является образование, так как оно готовит человека к жизни в информационном обществе, в котором необходимо уметь производить и использовать информацию, оценивать ее, дифференцировать и выделять главное.
Период дошкольного детства создает предпосылки для развития ребенка как личности. Целостный подход направлен на максимальное развитие возможностей ребенка, на реализацию его склонностей, интересов, способностей к творчеству. Подход к развитию личности дошкольника основывается на принципах педагогики ненасилия, педагогики успеха. Методы педагогического воздействия ориентированы на удовлетворение потребности ребенка в самореализации за счет обогащения его новыми знаниями и способами деятельности. В этом процессе учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом образование должно совокупно охватить весь спектр социально значимых направлений, обеспечивая гармонию внешнего и внутреннего мира ребенка.
На этапе дошкольного детства мы говорим только о формировании элементов информационной культуры, так как она формируется на протяжении всей жизни человека. Уже с раннего детства ребенок встречается с достаточно большим потоком информации, учится работать с информацией, в том числе и с использованием компьютерного оборудования.
Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение.
В рамках целостного подхода к развитию личности дошкольника одной из основных задач современной педагогики является формирование информационных качеств личности. Возможно, в этом случае следует вести речь о предпосылках формирования информационной культуры и в этом могут помочь, различные развивающие компьютерные игры.
Основная задача использования компьютерных игр – это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и прежде всего воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем. Компьютер позволяет индивидуализировать процесс обучения, являясь мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка;
Компьютер – позволяет снять ряд трудностей в общении детей, так как дети предпочитают играть вместе, находя общее решение;
Компьютер – повышает интерес к процессу обучения и т. д.
Все это можно назвать основными элементами информационной культуры. Среди огромного количества компьютерных игр немало таких, ценность которых сомнительна. Педагоги и родители, желающие воспитать в детях информационную культуру, должны ориентироваться в законах игрового компьютерного мира. В рамках этого вопроса необходимо знание жанровой классификации игр. Жанров компьютерных игр несколько, и в каждом существуют свои разновидности.
Но в первую очередь игра должна быть развивающей. Развивающей программе присущ исследовательский характер. К одному из факторов, способствующих воспитанию информационной культуры, можно отнести развитие у ребенка навыка проведения исследовательской работы в процессе компьютерной игры. Приобщение к исследовательской работе происходит незаметно для ребенка. Педагогу важно поддержать развитие таких умений, как:
1. Получение информации, ее анализ и интерпретация;
2. Способность делать выводы и предположения;
3. Умение ставить проверочный эксперимент;
4. Умение корректировать свои дальнейшие действия.
Наиболее эффективным в решении этих проблем можно считать способ совместного обсуждения и принятия решений.
Но мы всегда должны помнить, что компьютер при неправильном его использовании может принести и вред здоровью, поэтому мы с большой осторожностью должны использовать компьютер в дошкольном образовательном учреждении. Дети дошкольного возраста достаточно часто сталкиваются с разнообразными техническими средствами за пределами детского сада.
Можно сделать вывод, что дошкольник достаточно быстро включается в процесс освоения и использования новых технических средств. Не всегда это «включение» может быть «правильным». Поэтому наша задача свести отрицательные моменты к минимуму.
Наиболее эффективными для формирования элементов информационной культуры у дошкольников являются современные цифровые и интерактивные средства, а также ИКТ. Важно показать как грамотно и безопасно использовать современные инструменты, и какие дополнительные возможности они дают для творчества. В процессе работы у ребенка будут развиваться такие умения и навыки, которые необходимы любому современному человеку. К таким умениям и навыкам относятся: умение планировать структуру действий, умение строить информационные модели, умение организовывать поиск информации, дисциплина и структурированность языковых средств коммуникаций, привычка своевременного обращения к компьютеру. Ю. А. Первин отмечает, что «… все перечисленные умения и навыки имеют общекультурную, общеобразовательную, общечеловеческую значимость и необходимы в современном мире практически каждому человеку, независимо от образовательного уровня и сферы приложения его профессиональных интересов».
В настоящее время существует большой спектр образовательных компьютерных программ (например, ПервоЛого, развивающих игр, интерактивных конструкторов (например, Робо-конструктор LEGO WeDo, электронных игрушек, но в то же время необходима дальнейшая целенаправленная работа по созданию специальных программных продуктов для дошкольников.
Сегодня можно интегрировать уже имеющиеся информационно-коммуникационные технологии, которые используются в образовании с традиционными педагогическими технологиями дошкольного образования. Например, можно создавать анимационные фильмы средствами приложения Windows Movie Maker, где ребенка можно привлекать на разных этапах: на этапе создания сценария: где он может придумать свою сказку, придумать своё окончание известной сказки; изготавливать из различных материалов героев своего мультфильма; привлекать ребят к фотографированию; озвучиванию сказки и постепенно к монтажу, используя компьютер и приложение Windows Movie Maker.
Кроме этого можно привлекать детей и их родителей к созданию компьютерных презентаций и публикаций, где дети вместе с родителями могут искать необходимую информацию в Интернете, или находить их в природе и фотографировать для своих проектов. Затем вместе с воспитателем, используя компьютерную программу PowerPoint или Publisher, готовить свои отчеты (например, презентации посвященные технике безопасности или правила поведения за компьютером).
Один из критериев – простота в использовании игры при самостоятельных занятиях ребенка: простые для понимания указания, использование минимального числа клавиш. Ребенку не обязательно уметь читать и писать, он может выбрать «мышь», клавиатуру или иной способ ввода – то, что ему проще.
Развитие различных навыков и представлений. Программа оперирует не только цифрами, буквами, цветом, фигурами (все это считается обычным для дошкольников, но и побуждает ребенка классифицировать, экспериментировать, творить, думать. Вместе с тем повышается способность детей концентрировать внимание на задаче, соблюдать очередность выполнения действий и следовать указаниям, а также усиливаются творческие проявления. Высокий технический уровень. Программа быстро загружается, изображения на экране быстро сменяются, не давая ребенку скучать, а также воздействует на различные органы чувств ребенка, предлагая привлекательную графику и звуковые эффекты.
Соответствие возрастным особенностям. Образы и примеры, используемые в программе, понятны ребенку, программа не вынуждает его формировать навыки, к которым он еще не готов.
Занимательность. Программа стимулирует воображение ребенка, доставляет ему удовольствие, причем это удовольствие должно быть обусловлено самой деятельностью ребенка, а не внешними поощрениями, которые он получает в случае успешных действий.
Стимулирующий характер. Ребенок испытывает ощущение достигнутого успеха, это развивает у него чувство собственного достоинства.
Учитывая новые стандарты жизни, производители стали выпускать компьютерные игры, отвечающие перечисленным требованиям (типа «Мультипульти», «Новые бременские»).
Удачный пример – игра, предназначенная для создания мультфильмов. Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие программы решают целый комплекс образовательных и воспитательных задач: они возвращают детей к «безобидным» героям, которые не могут стрелять и убивать, помогают развить фантазию, а не только приятно провести время. Такие методы психотерапии, как игротерапия и сказкотерапия, помогают ребенку «проиграть» проблемные ситуации, справиться со своими страхами в игровой форме. Кроме того, сюжеты созданных ребенком мультфильмов помогают взрослым лучше понять его душевный мир. Игры, в ходе которых малыш может создать образ своего страха и победить его, возможно, станут для него шансом разрешить некую пугающую его ситуацию, а также помогут преодолеть скованность и стеснительность. Такие игры дают ребенку возможность искать нестандартные пути решения проблем, что особенно актуально в современном мире.
Проблема формирования информационной культуры дошкольника требует осмысления и глубокого анализа в силу специфичности возраста
ребенка. Возникает много вопросов относительно определения способов и средств для формирования информационных качеств личности, о роли взрослых в этом процессе, о его перспективах. Пока на эти вопросы нет однозначных, проверенных опытом ответов. Ясно одно: есть предмет для дальнейших раздумий, ведь каждому педагогу необходимо серьезно осмыслить и определить для себя свою личную позицию по данной проблеме.
Приобщение дошкольников к работе с современным цифровым и интерактивным оборудованием может быть занятием не только полезным в плане формирования информационной культуры, но и очень увлекательным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Б. П. Никитин. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М. : Знание, 1994.
2. Димитр Павлов. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 1992.
3. А. Зарецкий, А. Труханов, Л. Зарецкая. Энциклопедия профессора Фортрана.
4. З. М. Бугуславская, Е. О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.
5. З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1990.
6. Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1992.