Черемникова Татьяна Анатольевна
Развитие речи детей старшей группы на основе использования загадок
▼ Скачать + Заказать документы
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной, коммуникативной речи.
Публикация «Развитие речи детей старшей группы на основе использования загадок» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Тема эта по ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие». Так актуально речевое развитие детей, что входит сразу в две образовательные области и «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие».
Хотя, на наш взгляд, речевое развитие соответствует возрасту, но не хватает образности, поэтичности, красоты русского языка в рассказах, созданных самими детьми. А загадка своей живостью и точностью позволит обогатить словарь и развить речь детей. Поэтому особое значение в нашей практике стали приобретать вопросы развития речи средствами загадок.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет уму ребёнка полезное упражнение». Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Чтобы отгадать загадку, в литературе описаны следующие операции в такой последовательности:
1.) выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т. е. произвести анализ;
2.) сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т. е. произвести синтез;
3.) на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение, т. е. отгадать загадку.
Для более точного анализа и выявления наиболее выпадающего компонента речи, проводим диагностику по методике О. С. Ушаковой.
Обследование проводилось в виде индивидуальной беседы.
Исходя из анализа количественных баллов диагностики по методике О. С. Ушаковой, видно, что снижение общего уровня речевого развития происходит за счет низкого балла лексики и связной речи, что показывает необходимость развития словаря и связной речи детей.
По результатам обследования мы поставили перед собой следующую цель: Способствовать развитию речи, речевого творчества детей средствами загадки, учитывая индивидуальные особенности детей.
Оптимальному решению этой цели будет способствовать организация образовательного процесса, направленная на решение задач, представленных на экране.
1. Закреплять умение детей чисто произносить все звуки родной речи, говорить внятно в среднем темпе, голосом средней силы.
2. Развивать умение детей свободно пользоваться простыми и сложными предложениями, правильно сочетая в них слова.
3. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о природе и окружающем мире.
4. Развивать умение детей описывать объекты природы и окружающего мира, упражнять в составлении рассказов по картине.
5. Воспитывать культуру общения.
Мы определили следующие этапы работы по развитию словаря и речи детей старшей группы в соответствии с логикой формирования деятельности:
1. Накопление представлений об окружающем предметном и природном мире, введение слов в словарь детей. Знакомство с моделью составления загадок.
2. Закрепление умений разгадывать загадки по этапам и составлять загадки по модели.
3. Обобщение умений, навыков и перенос в другие виды деятельности.
Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации потенциальных возможностей и стимулирования познавательной, и речевой активности играет построение среды.
При её создании мы опирались:
• на особенности развития детей 6-ого года жизни;
• требования ООП и ФГОС ДО;
• принципы создания предметно-развивающей среды.
РППО среда группы едина и условно разделена на 5 мини-центров по линиям развития ребенка (познавательного, речевого, художественно – эстетического, физического и социально - коммуникативного развития) с разнообразным оборудованием и материалом, соответствующим возрасту детей. Материалы и игры по развитию речи детей находятся в мини–центре речевого развития. Наблюдения за детьми показали, что дети любят играть в игры «Что у тебя, что у меня», «Отгадай, что задумали», «Путешествие в страну загадок». Большой интерес вызывают игры, в которых ответы на загадки дети выбирают из картинок. Наблюдения за деятельностью детей показали, что речевая деятельность заинтересовала их. Они стали задавать вопросы и получать на них ответы.
На первом этапе мы знакомили детей с окружающим миром и природой.
В целях ознакомления детей с окружающим проводили наблюдения за растениями, целевые прогулки по улицам района, в парк, в библиотеку и др.
В частности, проведен цикл прогулок по улицам города с целью наблюдения за транспортом, за работой людей, управляющих техникой (например, по теме «Машины на нашей улице»).
Во время таких прогулок с помощью литературных и народных загадок проверять и закреплять знания детей об улице, домах, транспорте, технике, труде людей, правилах уличного движения. Использовались различные методы : наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов, словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, практические (экологические игры, опыты, труд в природе).
Сначала читали стихотворения или отрывки из них, напоминающие загадки :
Вдаль несутся с гулким звоном,
Им в пути помехи нет.
И сменяется зеленым
Перед ними кранный свет.
С. Я. Маршак Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь-
Зеленый, желтый, красный.
А. Северный
Дети быстро догадываются, что речь идет о светофоре, Они наблюдают движение пешеходов по улице, движение транспорта, работу светофора. На вопрос воспитателя, о какой машине рассказывается в стихотворении С. Я. Маршака, отвечают: «О пожарной». Затем предложили народные и литературные загадки о городской улице : Если б я встала, до неба достала б. (Дорога.); Стоит бычище, проклеваны бочища. (Дом.); о светофоре, разных видах транспорта: Бывают ли у дождика четыре колеса? Скажи, как называются такие чудеса? (Поливальная машина.)
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге. Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти. (Светофор.) Л. Сандлер
Знакомясь с разнообразными объектами природы и окружающего мира дети обогащают и пассивный и активный словарь. Отгадывая загадки, учитывают этапы, выделенные ранее.
В первом этапе мы также ввели модель составления загадки, которая соответствует этапам отгадывания загадки. А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. Но мы решили, что когда записывает воспитатель ответы детей по модели – снижается самостоятельность ребенка, поэтому попробовали отметить признаки предметов символами, которые используются в моделях по природному миру. Как мы вводили данную модель. Для этого когда мы читали загадки и отгадывали их, мы выделили структуру загадки, отметили знаками признаки.
Когда дети накопили представления об окружающем мире, освоили этапность отгадывания загадок, мы перешли ко второму этапу. Цель которого: закрепление умений разгадывать загадки по этапам.
Фактические знания об окружающем мире, приобретенные детьми во время наблюдений, занятий по разнообразным областям, игр, труда, делают детей образованнее и, следовательно, подготавливают их к пониманию содержания загадок, их логической основы, что и облегчает отгадывание.
Помимо фактических знаний, детям нужно знание языка, особенно умение понимать переносное значение слова. Обучению языку связывается с непосредственным восприятием ребенком окружающего мира. Каждый признак, качество, действие, состояние имеют свое конкретное языковое обозначение, которое, как правило, отыскиваем сами, показывая тем самым, какие для этого речевые средства выбираются и как они используются. Конечно, при этом побуждаем ребенка к самостоятельному выражению увиденного, поправляя его ответы, приобщая, таким образом, к литературном норме.
Вот дети вышли на прогулку. Тепло. Пригревает солнышко. Они подставляют солнцу лицо, руки, довольно улыбаются.
- Какое сегодня солнышко? – спрашиваю.
- Солнышко сегодня хорошее, - отвечают дети.
- «И такое чистое, ясное, лучистое», - привожу строчку из стихотворения. – Оно горячее, жгучее?
- Нет, оно теплое, - говорят дети.
Помогаю детям найти и другие слова, точно характеризующие явление.
Учим детей всматриваться в явления, сравнивать их, видеть общее и отличительное, вопросами побуждает их находить свои слова и выражения для обозначения виденного: «На что похоже?
С чем можно сравнить? Какими словами можно сказать об этом?»
В пожарной части дети рассматривают пожарную машину и автобус, отмечают, что у автобуса и пожарной машины есть колёса, окна, двери, крыша, кабина для шофёра; внутри автобуса еще и скамеечки для пассажиров.
Обращаю внимание ребят на звуковые признаки различных средств транспорта:
- Послушайте, как работает мотор у мотоцикла. На похоже звучание?
- Он тарахтит, как трещотка: тр-тр-тр.
Чем разнообразнее будет сопоставление, тем легче дети будут усваивать переносный смысл образных выражений. Это поможет им и в отгадывании загадок.
Летает стрекоза. Присматриваются к ней, сравнивают: «Стрекоза, как самолет, как вертолет. А самолет похож на птицу, только птица крыльями машет, а самолет нет. Иногда и птица на прямых крыльях летит: чайка над озером».
На занятиях и в повседневной жизни модель составления загадки помогает детям составить загадку о природном или рукотворном мире. По наблюдениям дети стали пользоваться моделью и в свободной деятельности.
Когда дети без ошибок отгадывали загадки, мы перешли к третьему этапу: На данном этапе мы использовали те же методы, элементарные проблемные ситуации Главная цель данного этапа - обобщение умений, навыков и перенос в другие виды деятельности. Дети используют в повседневной жизни загадки, словесные игры чистоговорки, потешки. В роли, в кукольном спектакле говорят интонационно выразительно, с использованием неречевых форм (ударения, жестов, тембра голоса, его высоты) Дети не стеснительны, при приходе в группу незнакомых взрослых предлагают войти, знакомятся, задают вопросы. Особое внимание уделяем молчаливым, скромным детям. Например, Даше, речь которой непонятна, предлагаем упражнения на звукопроизношения. А Юля и Илья, которые плохо говорят, постоянные участники наших совместных игр.
Дети стали более разговорчивыми. Они говорят друг с другом на разные темы: о погоде, о проведённом дне, о посещении зоопарка и тд. Дети с удовольствием слушают сказки, составляют рассказы-впечатления, заучивают стихотворения. К концу года была составлена самодельная книга тематических загадок о транспорте, животных, растениях, природных явлениях, событиях общественной жизни. Оформили с детьми книгу придуманных загадок, книгу загадок о сказках и героях сказок.
То есть речь стала неотъемлемой частью деятельности, и самой жизни детей в детском саду и дома.
Повторное обследование развития речи по методике О. С. Ушаковой показало следующие результаты: речевое развитие соответствует возрасту, улучшилось развитие связной речи и словаря детей.
Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:
• повышение уровня развития речи каждого ребёнка;
• развитию образной речи детей;
• развитию связной речи;
• повышение самостоятельной речевой активности детей
• повышение культуры общения.
Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию речи средствами загадок обогащает связную, образную речь детей, способствует развитию не только речи детей, но и общения, и любознательности.
Перспективы работы следующие:
• Систематизировать загадки про Родной город, Родину, Планету.
• Собрать загадки, где используются сравнения, лексические обороты и поэтическое слово.