Наталья Афер
Поддержка двигательной активности детей раннего возраста в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.
В. Шишкина.
Двигательная активность является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. Одним из приоритетных направлений ФГОС является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к потребности в двигательной активности.
Правильная организация режимных моментов одна из главных задач воспитателя.
Что относится к режимным моментам:
Прием детей
Утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку, завтрак
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности
Подготовка к 1 прогулке, прогулка
Подготовка к обеду, обед
Организация сна детей
Организация подъема детей и закаливающих процедур
Подготовка к полднику, полдник
Подготовка ко 2 прогулке, прогулка
Уход детей домой.
Для поддержания двигательной активности детей раннего возраста в режимных моментах в группе должно быть организовано разнообразное оборудование для развития ходьбы и других движений детей.
В течение дня ребёнок должен испытывать эмоциональное, физическое и психическое удовлетворение от предлагаемой физкультурно – оздоровительной деятельности. Для этого используют различные методы и формы физкультурно – оздоровительной работы:
• Утренняя гимнастика;
• Занятия физической культурой;
• Физкультминутки;
• Дыхательная гимнастика;
• Пальчиковая гимнастика;
• Зрительная гимнастика
• Гимнастика после сна;
• Подвижные игры;
• Закаливающие процедуры.
Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса, активизация дальнейшей деятельности. Для создания у ребят положительного отношения к занятиям физкультурой гимнастика проводится в игровой форме.
Занятия физической культурой должно приносить и пользу, и радость малышам. Предлагаемые упражнения развивают не только физические качества, но и образное мышление, речь, помогут малышам через игру прийти к осмыслению мира движений.
Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения.
Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей.
Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.
Дыхательная гимнастика.
У малышей 2—3 лет слабые дыхательные мышцы, поэтому дыхательные упражнения очень полезны.
Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики и повторно на прогулке, на физкультурных занятиях, а также включаться в комплексы гимнастики после дневного сна.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчики – очень важная часть тела. Именно от них зависит так называемая мелкая моторика – умение обращаться с небольшими вещами.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности и успокаивают.
Зрительная гимнастика.
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.
Для поддержания интереса детей используются гимнастики с предметами.
Гимнастика после сна.
Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию.
Подвижные игры.
«Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».
Закаливающие процедуры.
Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды.
Все эти вышеперечисленные формы и методы приносят огромную пользу детскому организму. Поэтому основной задачей педагога становится: укреплять и побуждать интерес воспитанников к физкультурно – оздоровительному процессу. Для её решения необходимо развивать интерес детей к различным видам мероприятий. Только при правильном творческом подходе взрослых ребёнок может уяснить, что весь этот процесс – необходимая деятельность, интересная, увлекательная, весёлая игра, приносящая пользу организму.
Список литературы
1. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез», 2004г.
2. Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития детей от рождения до трех лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
3. Шишкина В. А. «Движения + движения»: Кн. Для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1992.