Франк Екатерина
Опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством лэпбука
▼ Скачать + Заказать документы
Статья по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством лэпбука.
Аннотация: в данной статье представлена исследовательская работа. В статье рассмотрены вопросы развития связной речи у детей дошкольного возраста. Рассмотрена психолого-педагогическая литература. Также представлены методы и возможности использования лэпбука для выявления сформированности связной речи. Описана диагностическая работа и вывод о проведенном исследовании.
Публикация «Опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством лэпбука» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: связная речь, лэпбук, старший дошкольный возраст, формирование, развитие
Annotation: this article presents a research paper. The article deals with the development of coherent speech in preschool children. The psychological and pedagogical literature is considered. Methods and possibilities of using a laptop to identify the formation of coherent speech are also presented. The diagnostic work and the conclusion of the study are described.
Key words: coherent speech, laptop, senior preschool age, formation, development.
Одной из важных задач у педагога дошкольного образования является речевое воспитание детей, в том числе развитие связной речи. Связная речь это то, что позволяет ребенку более полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка. Если не уделить должного внимания развитию связной речи, то в большинстве случаев страдает не только социальная жизнь ребенка, но и учебная, трудовая, а также творческая деятельности. Ф. А. Сохин отмечал, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка.
Проблема развития связной речи во все времена являлась актуальной и важной. В данную область внесли огромный вклад такие исследователи как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, В. В. Гербова, Э. П. Короткова, В. И. Логинова и многие другие.
В настоящее время задачи по овладению речью как средством общения и культуры, по обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Актуальность данной темы заключается в том, что одной из главных задач дошкольного образования является формирование у детей потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. Хорошо развитая речь – это одно из важных условий для достижения данной цели.
Чтобы реализовать задачи по развитию связной речи на практике, нужно учитывать ведущую деятельность конкретного возрастного периода. Так как основным видом деятельности у детей старшего дошкольного возраста является игра, поэтому при планировании работы по развитию связной речи нужно применять игровые виды упражнений, заданий.
Разумно было бы формировать и развивать связную речь посредством лэпбука. Это эффективное и инновационное средство развития связной речи ребенка, так как он является ярким, красочным и увлекательным, его можно использовать множество раз, применяя различные игровые ситуации, лэпбук всегда будет вызывать интерес у детей.
Объект исследования: лэпбук и его влияние на детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование и развитие связной речи.
Цель исследования: составить лэпбук, для выявления сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Подбор методик для проведения диагностики и разработка оптимального составления и использования лэпбука;
3. Диагностика сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
4. Проанализировать результаты исследования.
«Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы образования, начиная с детского сада» Е. И. Тихеева [7].
Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными педагогами Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, З. М. Истомина, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин. в своих работах раскрывают возрастные особенности детей дошкольного возраста, в том числе специфику развития познавательных процессов.
Для старшего дошкольника отмечаются следующие особенности в развитии познавательных процессов: память, внимание, мышление, воображение.
В соответствии с теорией Л. С. Выготского [1], присутствует взаимосвязь между мышлением и речью и при анализе свойств познавательного развития, не стоит об этом забывать.
На основании психологической периодизации Л. С. Выготского [1], старший дошкольный возраст характеризуется конкретным речевым развитием.
Появляется четкое произношение, сформированные фразы, точные высказывания. Дети отличают существенные признаки в предметах и явлениях и начинают определять причинно-следственные отношения среди них, кратковременные и прочие взаимоотношения.
Обогащение и увеличение словаря совершается за счет существительных, обозначающих предметы, за счёт названий отдельных элементов предметов, глаголов, и кроме того слов, образованных при помощи суффиксов и приставок, которые дети начинают широко применять. [2].
Несмотря на существенное увеличение лексики, дошкольник ещё далёк от свободного пользования словами.
Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. Дети в возрасте шести лет овладевают грамматическим строем и использует его довольно легко.
В структурном отношении речь значительно усугубляется не только за счет простых предложений, но и сложных; увеличивается масштаб высказываний.
Однако в речи дошкольников всё еще встречаются грамматические ошибки: неправильное образование формы родительного падежа множественного числа отдельных существительных, изменение по падежам несклоняемых существительных, ошибочное согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.
Грамматическая точность речи ребенка по большей части зависит от того, как часто взрослые акцентируют внимание на ошибках детей, поправляют их, давая правильный вариант использования слова или предложения [1].
В диалогической речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.
У детей старшего возраста улучшается связная монологическая речь. Они могут без поддержки взрослого передать смысл короткой сказки, рассказа, мультипликационного фильма, изложить эти или другие события, очевидцем которых он был.
В старшем дошкольном возрасте мышцы артикуляционного аппарата хорошо окрепли и дети верно выговаривают все без исключения звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только завершается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л, р].
В общении со сверстниками и со старшими дети употребляют умеренную громкость голоса, но по мере необходимости готовы разговаривать громче и тише. В повседневном общении дети используют умеренный темп, однако при пересказах их речь часто замедленная за счет продолжительных заминок, пауз.
Ориентируясь на пример, дошкольники готовы повторять стихотворения с соблюдением интонационных средств выразительности; они верно используют вопросительную, повествовательную интонацию; могут выражать личные ощущения по отношению к разным предметам и действиям: радость, печаль, недовольство и др.
Тем не менее далеко не все дети старшего дошкольного возраста обладают верным произношением звуков: у одних возможно неправильное формирование их, а у других – задержки в усвоении звуков: р – горловое, с, з – межзубные. Некоторые дети не всегда четко распределяют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки [л и р].
Ясность, внятность речи значительно зависит и от того, как быстро говорит ребенок. Дети, которые говорят быстро, как правило, плохо говорящие.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что к концу шестого года жизни дошкольники достигают достаточно высокого уровня в речевом развитии. Дети правильно произносят все без исключения звуки родного языка, его высказывания получаются содержательнее, выразительнее и точнее, отчетливо воспроизводит слова, обладает необходимым для свободного общения словарным запасом, правильно употребляет многочисленные грамматические формы.
Мною была проведена диагностическая работа, целью которой являлось определение уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для проведения исследования были задействованы 10 детей (6 мальчиков, 4 девочек) подготовительной группы в возрасте 6-7 лет.
Диагностическое исследование было проведено по двум методикам. Первой методикой являлась «Методика обследования связной речи» В. П. Глухова [8], второй - «Тестовая методика диагностики устной речи» Т. А. Фотековой [9].
Методика Глухова В. П. предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности. Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. Проводится запись ответов детей на занятиях монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания.
Методика Фотековой Т. А. предназначена для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста (6-7лет) и младшего школьного возраста. Данная методика удобна тем, что результаты выражены в количественной форме, балльно-уровневая система оценки. Ее достоинства заключаются в: удобстве для диагностики, удобстве для уточнения структуры дефекта и оценки степени выраженности нарушений (через речевой профиль, удобстве для построения индивидуальной коррекционной работы, удобстве для комплектования подгрупп для занятий, удобстве для отслеживания динамики речевого развития.
Организация диагностического исследования: изучение велось индивидуально с каждым ребенком. При исследовании учитывалась такая индивидуальность мышления дошкольника, как предметность, в связи с чем, изучение велось со стимульным материалом (картинки, предметы). Способы изучения были подобраны для ребят старшего дошкольного возраста.
Исходя из подобранных методик, был составлен лэпбук. Содержимое лэпбука было составлено в соответствии с заданиями выбранных методик, направленных на формирование связной речи у детей старшей группы.
Лэпбук был оформлен в яркие и красочные цвета, с отделами для хранения картинок, чтобы было удобно как воспитателю, так и ребенку. Также, чтобы вызывать больший интерес у детей к предстоящему занятию. Картинки можно перемещать, брать в руки, менять на новые, что является эффективным при проведении занятия.
Диагностика по методике В. П. Глухова состоит из пяти заданий, из них воспользуемся тремя, которые наиболее подходят для общей диагностики:
Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию) «Семья».
Инструкция: при показе картинки ребенку задается вопрос: "Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").
Оценка: 3 балла - полный фразовый ответ; 2 балла - ответ с вспомогательным вопросом; 1 балл - ребенок не справился с заданием самостоятельно.
Задание 2. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов «Зима».
Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ.
Оценка: Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели: смысловое соответствие содержания рассказа, изображенному на картинках, соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.
Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, «У нас на даче», «Игры в детском саду»). Дается план рассказа: - что находится на даче; чем занимаются там родители;
в какие игры дети играют в детском саду; назвать свои любимые игры и запомнить; вспомнить, какие игры зимой, а какие летом.
Оценка: Обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут смысловую нагрузку. Установление количества информативных элементов и их характера позволять, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.
Диагностика по методике Т. А. Фотенковой состоит из двух заданий:
1. Составление рассказа по серии сюжетный картинок «Пирожки» - 4 картинки.
Инструкция: посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ.
Оценка:
1. Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности, 2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев, 1 балл – выпадение смысловых звеньев, искажение смысла или рассказ не завершен, 0 баллов – отсутствует описание событий.
2. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств, 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление, 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств, 0 баллов – рассказ не оформлен
3. Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ, 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно, 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста «Медведь».
Инструкция: я прочту небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай, приготовься пересказывать.
После выполнения двух заданий баллы суммировались по всем критериям.
В результате проведенной диагностики с использованием лэпбука, хочется отметить, что дети с большим интересом занимались и с нетерпением ждали следующего занятия. Также очень важно, что внимание ребенка не терялось, а полностью было направлено на лэпбук и предстоящее задание. Все дети, без исключения старались.
Исходя из оценки проведенной исследовательской работы по вышеперечисленным методикам, у детей несомненно появлялись трудности. Дошкольники неактивно используют свой словарный запас. С помощью представленных им картинок на лэпбуке и наводящих вопросов большая часть детей очень хорошо справлялись заданиями, но некоторые просто перечисляют то, что нарисовано на картинке. Также дети допускают ошибки при последовательности в заданиях по сюжетным картинкам. Больше всего трудности вызывают задания на составление рассказа. Дети упускают некоторые моменты.
Таким образом, можно сделать вывод, что у большей части детей старшего дошкольного возраста, уровень сформированности связной речи низкий. Стоит отметить, исходя из того, с каким желанием и интересом дети занимались, необходимо продумать собственный комплекс упражнений, учитывая индивидуальность детей, подобрать оптимальное содержимое и продолжать заниматься с лэпбуком.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Питер, 2007. 421 с.
2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. : Просвещение, 2008. 309 с.
3. Высшее образование В. С. Мухина возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям 4-е издание, стереотипное Москва ACADEMIA 1999
4. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет [Электронный ресурс] / Романович О. А., Кольцова Е. П. - М. : ВЛАДОС, 2013. -http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691019654.html
5. Матвеева, А. С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет / А. С. Матвеева, Н. Н Яковлева. - М. : АСТ, 2016. - 224 c.
6. Рубинштейн С. Л. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с. : ил.
7. Тихеева Елизавета Ивановна. Родная речь и пути к ее развитию / Е. И. Тихеева. - Москва ; Петроград : Гос. изд-во, 1923. - 136 с. ; 24 см. - (Учебники и учебные пособия для трудовой школы; 80).
8. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М. : АРКТИ, 2002. — 144 с. [Биб-ка практикующего логопеда) ISBN 5-89415-211-9
9. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М. : АРКТИ, 2000. 55 с. : илл. (Библиотека практикующего логопеда).
10. ЭБС Консультант студента - https://www.studentlibrary.ru/
11. Эльконин, Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. – М. : Просвещение, 1966. – 442 с.