Курдюмова Ирина
Опыт работы с детскими иллюстрациями при ознакомлении с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Статья по развитию речи старшего дошкольного возраста
по теме «Читаем – иллюстрируем».
План статьи:
1. Влияние художественной литературы на развитие речи ребёнка.
2. Что такое художественная иллюстрация, для чего она нужна ребёнку дошкольного возраста.
3. Соединить влияние художественной литературы и возможность это проиллюстрировать (впечатления).
4. Что делали мы в нашей группе. Фото детей и их иллюстрации.
Публикация «Опыт работы с детскими иллюстрациями при ознакомлении с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического восприятия детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку как живёт общество, красоту природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка.
Воздействуют эти образцы по-разному:
- В рассказах дети познают лаконичность и точность слова.
- В стихах улавливают музыку; напевность, ритм русской речи.
- Народные сказки раскрывают выразительность языка, показывают, как богата разная речь юмором, живыми выражениями и сравнениями.
Дети – дошкольники – это слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог.
Перед педагогами стоит сложнейшая задача – донести до ребят литературное произведение как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциями по отношению к литературным персонажам, чувствам, поступкам, переживаниям автора, то есть интонацией передать своё отношение к действующим лицам и героям.
Восприятие художественной литературы рассматривается как деятельность, которая воплощается в сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия, в событиях. Ребёнок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.
Художественное восприятие ребёнка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.
Книжная иллюстрация – это наглядное изображение объекта, предмета или ситуации, которая описывается в литературном произведении.
Иллюстрация (от лат. illustratio) – это освещение, наглядное изображение.
Иллюстрации – это рисунки раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книги и обогащающие её декоративный строй.
Иллюстрации с детьми
Все дети – дошкольники очень любят рисовать. Но сюжет для рисования нужно ещё найти. Мы с ребятами делаем так – читаем литературное произведение и, получив впечатления, начинаем рисовать, иллюстрировать прочитанное произведение.
Затем, выкладываем рисунки, рассматриваем что получилось лучше, а что не очень.
Когда рисуешь – лучше запоминаешь.
Что мы иллюстрировали :
И. Туричин «Человек заболел» (врач, боявшийся лететь – прыгал с парашюта чтобы попасть к больному).
Лексическая тема «Дома», «Три поросёнка» - все три дома зарисовал каждый ребёнок группы.
Лексическая тема «Космос», В. Бороздин «Звездолетчики», «Тренировки», «Поехали», «Что видно из окошка», «Праздник».
Лексическая тема «Лето», Е. Вовк «Чьи цветы лучше?».
Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» и многое многое другое.