Получи документы

Первоначально-певческие навыки и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Константиновна Харкевич
Первоначально-певческие навыки и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

СТАТЬЯ

Первоначально- певческие навыки и особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста

Детскую психику справедливо сравнивают с чистой грифельной доской: что на этой доске впервые пишется, то плохо стирается, а то и вовсе невозможно будет стереть. Эту важнейшую особенность детского мозга неоднократно подчеркивал выдающийся чешский педагог, основатель дидактики Ян Амос Коменский.

Публикация «Первоначально-певческие навыки и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Чем раньше усвоен человеком какой-либо навык, тем он прочнее и тем труднее поддается переделке с годами. Вокальным педагогам хорошо известно, что переучить певца, обладающего дурной манерой пения, бывает значительно труднее, чем научить правильно петь человека, не обладающего никакими навыками.

Методика развития певческих навыков с детьми дошкольного возраста аналогична методике, применяемой в вокальной педагогике при обучении взрослых. Существенное различие заключается в методах и приемах.

Развитие певческого голоса тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.

Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

Развитие певческого голоса детей может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки.

Следует четко разграничить певческие навыки и свойства певческого голоса. Первые выступают как причина, вторые – как следствие.

Свойства певческого голоса: Основные вокальные навыки :

1) звуковой диапазон; 1) звукообразование;

2) динамический диапазон; 2) певческое дыхание;

3) тембр; 3) артикуляция;

4) качества дикции; 4) слуховые навыки;

5) выразительность исполнения. 5) навыки эмоциональной

выразительности.

Звукообразование – это не только атака звука, то есть момент его возникновения, но и последующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голосов. Умение правильно интонировать по внутрислуховому представлению является составной частью навыка звукообразования и также тесно связано с владением регистрами. С навыком сознательного управления регистровым звучанием связана подвижность голоса.

Понимание звукообразования как целостного процесса не исключает выделение навыков артикуляции и певческого дыхания, непосредственно участвующих в звукообразовании и обеспечивающих качества дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику, продолжительность фонационного выдоха и прочее.

Навык артикуляции включает в себя:

-отчетливое, фонетически определенное произношение слов;

- умеренное округление фонем за счет их заднего уклада;

- умение находить близкую или высокую вокальную позицию за счет специальной организации переднего уклада артикуляционных органов;

-умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;

-умение сохранять стабильным уровень гортани в процессе пения различных гласных;

-умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные звуки в пределах возможностей ритма исполняемой мелодии.

Навык дыхания в пении также распадается на отдельные элементы, главные из которых:

-певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;

- глубокий вдох, но умеренный по объему при помощи нижних ребер, и в характере песни;

-момент задержки дыхания, в течение которого готовится «в уме» представление первого звука и последующего звучания, фиксируется положением вздоха, накапливается соответствующее подскладочное давление;

-фонационный выдох постепенный, экономный при стремлении сохранить вдыхательную установку;

- умение регулировать подачу дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука.

К основным слуховым навыкам в певческом процессе следует отнести:

- слуховое внимание и самоконтроль;

- слуховое дифференцирование качественных сторон певческого звучания, в том числе и эмоционального выражения ;

- вокально – слуховые представления певческого звука и способы его образования.

Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности.

Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счет:

- мимики, выражения глаз, жестов и движений;

- богатстве тембровых красок голоса;

Читать далее nsportal.ru

- развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально- слуховых представлений, чувства ритма)

- сохранение и укрепления здоровья детей.

В соответствии с задачами, объектом и предметом исследования можно

выдвинуть следующую гипотезу:

Если использовать индивидуальный подход, то развитие певческих навыков у детей подготовительного возраста будет более эффективным и приведет к совершенствованию данных качеств независимо от природных данных.

Особенности развития певческих навыков

и пути их совершенствования

Пение - удивительный, прекрасный вид искусства, он

доступнее, чем другой для дошкольного возраста - самого благоприятного периода для формирования и развития голоса. Способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, его умственному и физическому развитию.

Кроме того - это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.

У дошкольников голосовой аппарат еще не сформирован и укрепляется вместе с общим развитием организма. Гортань и голосовые связки развиваются, связки короткие и тонкие, нёбо малоподвижно. К 7 годам большая сформированность - примарные звуки

«ми-си» 1октавы (звучание более легкое и естественное), «ре» 1- «до» 2 октавы идеал певческого диапозона.

Большинство детей передают общее направление мелодии, удлиняется дыхание - хотя поют дети короткими фразами, артикуляция улучшается.

Дети поют с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, способны воспроизвести и чисто спеть общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом, ребята держат правильно корпус, относительно свободно артикулируют, стараются и умеют правильно распределять дыхание, а общее исполнение становится более выразительным и приобретает основные певческие навыки.

Певческая установка - правильная поза

Во время пения сидеть (стоять) ребята должны прямо, не поднимая плеч, руки вдоль туловища.

Вокальные навыки– взаимодействие звукообразования, дыхания, дикции

Дыхание–один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникает и чистота интонирования, и напевность, и легкость пения.

Дошкольники дышат поверхностно, рефлекторно, не диафрагмой. Вдох должен быть бодрым, глубоким (носовым), выдох - медленным (ротовым, нижняя челюсть должна опускаться свободно, а мягкое нёбо с маленьким язычком помогает правильному извлечению звука.

Использую игры и упражнения на дыхание («Ветерок», «Насосы»), тренирую своевременность вдоха (между слов -«*песенка *звучит», а не «песен*ка зву*чит») , фраз.

Звукообразование, звуковедение – умение извлекать определенное качество звука: легких, мягких, что для детей чрезвычайно трудно.

Развитие данных умений связано с упражнениями на протягивание долгих звуков, пение без напряжения и крика, напевность чистоту интонирования

Пение без сопровождения, распевание гласных с их транспонированием

Содействует развитию напевности. «Эхо», «Лесенка» Е. Тиличеевой- любимые упражнения детей.

Протяжность в пении еще зависит от преобладания гласных, что характерно для народных песен («Во поле береза стояла») и подбор репертуара в желателен в умеренном или медленном темпе.

Дикция - хорошее произношение, создающее предпосылки для выразительного исполнения. Артикуляционный аппарат совершенствуется обогащением словарного запаса, упражнениями на дослушивание (не глотания) окончаний, коллективным повторением текстов нараспев, артикуляционными упражнениями (язычок «трубочкой», «острый»,

покусывать, губы покусывать, оттопыривать)

Использую четкое, внятное, понятное произношение: «снегопад»- «снег (а) па (т)», «серые»- «сер (а) (и)», играю с ребятами в скороговорки

(«На дворе трава, на траве дрова», «Бык тупогуб, тупогубенький бычок»), выразительно повторяю (артикулирую) с ними тексты песен - это способствует выразительности пения, применяю игровые упражнения на укрепление согласных (цепочки слов на определенный согласный «сани-сапожник-свечка-свирель») -с динамическим, ритмическим, звуковысотным сопоставлением, правильность гласных («А-э-и-о-у»)

Хоровые навыки - ансамблевое пение - слитность, соотношение силы, высоты

Хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй это чистое певческое интонирование. и прежде чем его добиться, нужно собрать внимание детей.

Пение с дирижированием (жестами для показа и вступления, и динамики, и звуковысотности, и темпоритмовых изменений), после вступления или сигналу, а капелла (без музыкального сопровождения) -приемы, с помощью которых постепенно совершенствуется стройность звучания группы.

В работе над каждым из навыков использую различные методы:

Наглядный (наглядно-слуховой,наглядно-зрительный), словесный, практический, наглядно-слуховой предполагает показ детям способов вокального звучания, а так же движений для правильного голосообразования - т. е. движения дыхательных мышц, нижней челюсти, губ, рта. Музыкально-дидактические игры очень эффективны и необходимы для музыкальных занятий и самостоятельной музыкальной деятельности

(«Музыкальные лесенки», «Эхо», «Бубенчики»)

Для развития певческих навыков необходимо многократное повторение.

Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Это подтверждает то, что дети особенно охотно поют, находясь в игровой ситуации.

В результате неспешной, терпеливой работы дети станут чисто интонировать каждый в силу своих возможностей. В свое время, каждый в свои сроки.

Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, способствуют организации объединения в детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определенным содержанием, с другой - рождает способность переживать настроения, переданные в песнях.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных навыков : ладового чувства, звуковедения, дикции, чистоты интонирования, слитного пения.

Таким образом, это доказывает необходимость развития музыкальных способностей в подготовительной к школе группе.

Огромную роль в формировании и совершенствовании навыков пения

играет работа с родителями.

Консультации, содержащие интонационные, артикуляционные, речевые игры, которые можно использовать и дома («Музыкально-дидактические игры и развитие певческих способностей»), совместные праздники, развлечения, конкурсы

(«Моя мама лучше всех», «Лучше папы друга нет»), анкетирование по вопросам музыкального развития - вот основные и необходимые формы сотрудничества. Родители охотно принимают в нем участие

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый человек получает великий дар – голос - особого качества музыкальный инструмент.

А. Е. Варламов – замечательный русский композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, говорил о необходимости раннего обучения пению.

П. И. Чайковский – великий композитор так же обращался к нам: «Вся гениальная музыка пропитана мелодизмом», он доказал, что красота в песне - от ее простоты и естественности.

Если ребенка учить петь с детства, его голос в занятиях приобретет гибкость и силу при соблюдении осторожности, бережного отношения к детскому голосу и некоторых непреложных правил:

- все занятия необходимо организовывать в форме игры.

- индивидуальные установки нужно проводить «глаза в глаза».

- для определения положительной динамики и эффективности проведения работы необходима диагностика.

- важен правильный подбор песенного репертуара, соответствующего естественному диапазону детей.

- следует тщательно отслеживать состояние здоровья детей.

- бережно относиться к детским голосам.

- важно вести разъяснительную работу среди родителей.

Систематизация и индивидуализация развития певческих навыков

влияют на уменьшение различных недостатков в пении детей, они имеют важную роль в самореализации личности ребенка.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь.

Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности : музыкальный слух, память, чувство ритма.

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.

При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот. В правильном положении у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма.

Ведущей деятельностью обучения детей пению на моих занятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

Для этого в своей работе использую следующие виды деятельности:

Двигательные упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. А формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой постановки.

Для этого мы с детьми “отправляемся на рынок”, выбираем самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся.

А можем устроить “примерку пиджачка”, описывая полукруговые движения плечами вперед (надели пиджачок) и назад (пиджачок сняли) .

Также детям нравится упражнение “Пружинки” : по моей команде “вверх” - поднимаются на носочки, “вниз” - опускаются (благодаря этому упражнению отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги) .

Не менее увлекательное упражнение “Березка”. Медленно и плавно дети поднимают руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, “шелестят листочками” (пальчиками рук), затем бросают руки вниз и расслабляются.

Выработке певческой постановки также способствует песня Л. Абелян “Петь приятно и удобно”, которую дети любят и с удовольствием исполняют.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В. В. Емельянова.

Сначала мы отправляемся в мир сказок и, “путешествуя” вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

“Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку) ;

“Язычок, покажись!” (покусать кончик языка) ;

“Зубов не страшись!” (высовывать язык вперед и убирать назад) ;

“Зубы кусаются” (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности) ;

“Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы) ;

“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу) ;

“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами) ;

“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами) ;

“Улыбка” (улыбнуться) .

Когда упражнения хорошо усвоены детьми, перехожу к стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Дети с огромным удовольствием выполняют “Зарядку язычка” под мой стихотворный текст.

Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.

Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль производим, положив на него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.

В начале использую игры на дыхание без звука. Так, все превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуем разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного) или устраиваем чей-нибудь день рождения (например, перед Новым годом, день рождения Елочки или Деда Мороза, Снегурочки) и задуваем “Свечи на торте”. Для этого использую в работе различные образы, например:

играет ветер с листвой;

спустился воздух из колеса машины;

сердится кошка (выдыхание на согласных звуках “ш”, “ж”, “з”, “с”, “ф”)

Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую «осенние листочки», «снежинки», «бабочки» (на ниточках), которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом “танцуют” вальс. (см. фото)

С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха, проговаривая скороговорки. Например, скороговорка “Егорки”, которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха.

Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки,

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.

Развивающие игры с голосом, применяемые мною в работе, дают возможность:

почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;

снять усталость и утомление;

развивать интонационный и фонематический слух;

формировать правильное звукообразование.

В результате таких игровых упражнений у детей закрепляются интонационный слух и дикция.

Игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира:

человеческому голосу (крик, смех, плач) ,

голосам животных (мяукать, куковать и т. д.) ,

“голосам” неживой природы (капать, тикать и т. д.)

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения применяю в своей работе, потому что такие игры способствуют развитию чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи.

Сначала использую имена детей, приветственные слова (например, “Здравствуйте!”), названия цветов, деревьев, разнообразных предметов. Затем использую словосочетания (тикают часы, солнышко смеется и т. д.) . Дети старшего возраста с удовольствием изменяют форму слова в уменьшительно-ласкательную (мама – мамочка, Маша - Машенька, кукла – куколка, книга – книжечка и т. п.) .

Варианты заданий в играх даю разнообразные:

произносим слова или текст по-разному: тихо и громко;

изменяем регистр голоса: высоко, низко;

изменяем темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением.

Игровые действия можем сопровождать хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Также интересны детям потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и четверостишия.

Ритмодекламация– четкое произнесение текста в заданном ритме. Основная ее цель – развитие музыкального и поэтического слуха.

Детям нравится ритмодекламация на фоне звучания мелодии, на фоне ритмического сопровождения шумовых инструментов или звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы и т. п.) . Особую роль отвожу интонации в речи (радости или печали, грусти или восторга). Заметила, что в последствии в работе над песней дети вспоминают, как выражали эти чувства. Поэтому важно, чтобы каждое слово, каждый звук произносился детьми осмысленно, с искренним отношением.

Отправной точкой при формировании певческих навыков является эталон певческого звука, поэтому в своей работе я использую песни-игры по принципу “Эхо”, в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить свое исполнение с исполнением педагога или сверстников.

С удовольствием дети исполняют “На птичьем дворе”, “Вот такая чепуха” И. Рыбкиной, “Шла веселая собака” Е. Попляновой и другие песни-игры.

Большое внимание в работе с детьми уделяю распеванию. Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работу по распеванию строю на основе методического пособия «Учимся петь, играя» А. А. Евтодьевой.

ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. («Маша и медведь», «Лиса и воробей», «Карабас Барабас и куклы» и др.)

Дети пропевают мелодию про знакомых героев сказок в двух регистрах: среднем и высоком. Пение сопровождается наглядными приё мами: иллюстрациями с заданными сюжетами.

Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.

Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.

Поэтому, я считаю, что проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?

Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г. Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы.

Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом.

В играх с пением дети упражняются петьа капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня.

Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям,приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Список литературы

1. Абелян Л., Как Рыжик научился петь – М. : Советский композитор, 1989. – 33с.

2. Битус А. Ф., Битус С. В., Певческая азбука ребёнка – Минск, 2007. – 96с

3. Евтодьева А. А., Учите петь, играя

4. ЕмельяновВ. В, Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1997.- 192c

5. Картушина М. Ю., Вокально-хоровая работа в детском саду – М. : 2010 – 176с

6. Кацер О. В., Игровая методика обучения детей пению – Санкт - Петербург, 2005. – 52с

7. Музыкальный сад - Форум // https://www.musical-sad.ru/forum/

Публикации по теме:

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Первоначально-певческие навыки и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 февраля 2020 в 15:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Первоначально-певческие навыки и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Константиновна Харкевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД