Карина Камынина
Педагогические условия развития математически одарённых детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В данной статье раскрывается актуальность исследования и рассматривается содержание и результаты научно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий развития математически одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: педагогические условия, развитие математической одарённости, старший дошкольный возраст.
Публикация «Педагогические условия развития математически одарённых детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
В настоящее время возрастает запрос общества на индивидуальную, неповторимую личность. Федеральный закон " Об образовании в росийской Федерации" 2012г. и ФГОС ДО (2013г.) нацеливают на развитие и поддержку детский инициативы, создание условий для развития способностей каждого ребенка в отдельности.
Компетенция математического образования в Российской Федерации требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательными, ненавязчивыми, радостными.
По мнению психологов-исследователей (Л. А. Венгер, Н. Н. Подъяков, Б. М. Теплов и др., сензетивным периодом для формирования и развития способностей является дошкольный возраст.
Под "одарённостью" ребенка-дошкольника понимается более высокая чем у его сверстников, восприимчивость к обучению, более высокие незаурядные результаты в одном или нескольких видах деятельности. Ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; понимает математические отношения; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании цифр и знаков; легко выполняет различные математические операции; использует математические знания, умения и навыки в повседневной жизни.
Изучение методической, психолого-педагогической литературы, учебно-методических пособий в аспекте исследуемой проблемы, изучение уровня развития математической одарённости детей старшего дошкольного возраста позволили выявить трудности, которые испытывают воспитатели при решении указанной проблемы:
1. Какова методика определения математической одарённости детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических материалов?
2. Как организовать педагогическую работу с математически одарёнными детьми в детском саду?
3. Какие материалы развивающей предметно-пространственной среды эффективны при развитии математической одарённости детей?
Изучением данной проблемы занимались многие зарубежные и отечественные учёные (А. Бине, Н. Н. Подъяков, Б. М. Теплов, В. Штерн и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что для развития познавательной активности, логического подхода решения задач у детей старшего дошкольного возраста необходимо создать такие педагогические условия, в которых бы ребёнок развивался, обучался так, чтоб него происходило накопление и полноценное формирование полученного опыта.
В качестве рабочей гипотезы выступило предположение о том, что развитие математически одарённых детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если реализуются следующие педагогические условия :
-развитие математически одарённых детей старшего дошкольного возраста проходит в тесной взаимосвязи педагогов с родителями;
-организована развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию математических представлений и самостоятельному приобщению детей к математическим знаниям.
Опытно-экспериментальное исследование по применению педагогических условий для развития математической одарённости детей старшего дошкольного возраста выполнялось на базе одного из дошкольных образовательных учреждениях г. Липецка.