Людмила Шустрова
Консультация «Ознакомление с природой через движение»
▼ Скачать + Заказать документы
Шустрова Людмила Юрьевна. Воспитатель 1 квалификационной категории
b] Статья. Ознакомление с природой через движение. [/b]
Природа – великий и мудрый воспитатель, общение с нею оказывает неизгладимое действие на ребёнка, оставляя благотворный след на многие годы.
Какой любознательный человек не остановится возле подснежника, не вдохнёт его медового запаха? А раз человек остановился, заинтересовался – его захватила радость узнавания. А как велика радость узнавания у детей – этих неустанных «почемучек», которым тайны природы открываются не сами по себе, а только с помощью взрослых. И вот поэтому необходимо совершать фенологические прогулки с детьми. Почти у любого взрослого может получиться интересная беседа с ребёнком об окружающей природе, стоит лишь пристальнее взглянуть на картину меняющихся сезонных явлений. А если беседы и наблюдения сочетать с движениями или подвижными играми, то результат будет ещё лучше. Конечно, в беседе с ребёнком излишне вдаваться в сложные биологические подробности. Лучше останавливаться на ярких, запоминающихся явлениях природы. Но тут необходимо брать во внимание возраст собеседника и его развитие. Если ребёнок только приобщается к миру живой природы, то прогулки на первых порах должны быть чисто ознакомительными : на месте показать наиболее интересных представителей флоры, выслушать вопросы ребёнка и постараться увлекательно ответить на них. К примеру, в лесу родители с детьми повстречали цветущую медуницу. Сначала покажите, что на одном и том же стебельке у этого растения присутствуют и красные, и фиолетовые, и синие цветки. Почему? Всё зависит от возраста цветка: молодой – красный, постарше – фиолетовый, синий – самый старый. Тут же заметили, что в медуницу любят заглядывать шмели, значит, она не зря названа в честь мёда – угощает насекомых нектаром. Но оказывается, не все её цветы посещаются шмелями, мохнатые насекомые наведываются лишь в фиолетовые венчики. Значит, они-то и есть самые душистые. Затем можно поиграть в подвижную игру «Цветок и шмель» или совершать имитационные движения (полёт шмеля). Тогда для ребёнка наблюдения станут более увлекательными. Или ещё пример. В апрельском неодетом лесу на солнцепёке попались первые бабочки – лимонницы и крапивницы. Естественно, дитя не пройдёт равнодушно мимо этих интересных созданий. Ему даже захочется полететь, как бабочка. И здесь можно придумать самую простую подвижную игру. А потом малыш, может быть, и спросит, почему сейчас мелькают только эти бабочки, а не другие? Выслушав, что крапивницы и лимонницы крылатыми зимовали в листвяной подстилке, а их подружки – кто в виде яйца, кто в виде куколки и потому пока ещё крылатыми не стали, - маленький собеседник, возможно, надолго запомнит и внешний вид замечательных насекомых, и причину их столь раннего появления.
Публикация «Консультация „Ознакомление с природой через движение“» размещена в разделах
Спокойный, ненавязчивый тон бесед, предоставление ребёнку значительной самостоятельности в выборе тем разговора, покровительственное отношение к животным и растениям, а также игровые движения, упражнения, подвижные игры – такое общение с природой становится для ребёнка притягательным, неизгладимым.
Знания, добытые при непосредственном общении с природой, воспитывают в подрастающем человеке бережное отношение к живым сокровищам флоры и фауны. Знать – значит беречь и умножать достояние природы. А это так важно для всех людей!
Список используемой литературы:
1. А. Н. Стрижев. Домашняя энциклопедия. (Беседы о природе). – М. : Знание, 1981. – 96 с.
2. А. В. Бутилова, М. А. Рунова. Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с.