Елена Шеховцова
Ознакомление детей дошкольного возраста с порядковым значением числа
▼ Скачать + Заказать документы
Елена
Статья: «Ознакомление с порядковым значением числа детей дошкольного возраста»
Шестилетние дети понимают не только то, что множество состоит из отдельных элементов, но и объясняют отношения числа к единице, т. е. подчеркивают количество единиц в числе. Эта работа проводится в пределах первых пяти чисел. При этом дети должны понимать, что все числа составляются из единиц, количество единиц в разных числах различно, оно соответствует различному количеству элементов множества (совокупности).
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с порядковым значением числа» размещена в разделах
Для ознакомления с количественным составом чисел используется раздаточный и демонстрационный материал, в котором каждый элемент множества отличается от других элементов этого же множества по форме, цвету, размеру, назначению. Однако материал подбирают так, чтобы можно было делать обобщение: всего четыре кружочка, пять овощей.
Дети уже знают на основе практических действий с множествами, что совокупности составляются из отдельных элементов, что количество элементов в совокупности соответствует числу. К этому понятию детей надо подводить постепенно, начиная с элементарного представления о множестве и понимания их взаимоотношений к осмыслению числа как показателя мощности множества [1].
При изучении количественного состава числа первого десятка воспитатель подводит детей к пониманию единицы как отдельного элемента. В будущем, при подготовке к школе, эти знания станут основой формирования понятия о числе как показателе целой группы.
Понимание состава числа — очень важный момент подготовки детей к вычислительной деятельности. В подготовительной группе при обучении сложению и вычитанию чисел дети будут опираться на сочетательный закон сложения — прием присчитывания и отсчитывания по единице.
Ознакомление с порядковым счетом начинается в группе детей пятого года жизни. К шести годам эта работа продолжается.
Умение считать, называя порядковые числительные, и понимать, чем они отличаются от количественных, имеет большое значение прежде всего для усвоения отношений между смежными числами натурального ряда, а в целом — успешного обучения в школе.
Дети начинают использовать в своей речи порядковые числительные одновременно с количественными очень рано, уже в конце второго года жизни.
Перед воспитателем этой возрастной группы стоят задачи [1] :
1. научить детей порядковому счету в пределах десяти;
2. умению правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой?», «Который?».
Именно в процессе обучения формируются представления о том, что числительное, которое было названо во время счета последним, дает ответ на вопрос «Сколько?»
В доступной форме необходимо объяснить детям, что результат количественного счета не зависит от порядка, в котором считают предметы. При этом важно лишь не пропустить или не посчитать дважды один и тот же предмет. И, наоборот, для порядковых чисел направление счета имеет большое значение. В количественном и порядковом счете упражняются сначала с помощью предметов, а потом без них.
Ознакомление с порядковым значением числа происходит на основе сопоставления его с количественным значением. Детей подводят к пониманию того, что, когда нужно узнать, сколько предметов всего, их считают так: один, два, три, четыре. В результате такого счета они могут ответить на вопрос «Сколько?». Однако, когда надо определить очередность, место предмета среди других, считают так: первый, второй, третий, четвертый. Это и будет ответом на вопрос «Который?» или «Какой по порядку?»
Педагогическая практика свидетельствует о том, что дети часто путают вопросы «Какой?» и «Который?» Необходимо объяснить им, что первый вопрос требует выделения качественных признаков предмета (цвета, величины, назначения). Второй — определения места среди других. Чередование вопросов «Сколько?», «Который?», «Какой» дает возможность раскрыть их значение.
Некоторое время (одно-два занятия) порядковый счет главенствует на занятии. После того как дети в основном усвоят порядковый счет, на закрепление его можно отводить уже только определенную часть занятия (начало или конец его). С целью прочного усвоения знаний эти задания повторяются на протяжении всего учебного года в старшей и закрепляются в подготовительной к школе группе. При этом следует помнить, что для повторения одной и той же темы интервалы между занятиями постепенно могут быть все более продолжительными.
С необходимостью деления множества, а также отдельного предмета на части дети неоднократно сталкиваются в быту, во время игр. Так, им не раз приходилось делить между собой игрушки, сладости (конфеты, печенье, покупать в магазине часть (половину, четверть) хлеба, делить грядки на отдельные участки и т. д.
Деление целого предмета или множества на несколько равных частей дает возможность познать ряд закономерностей в вещах и явлениях, способствует формированию логического мышления, формированию умения находить причинно-следственные связи, по результатам работы делать вывод об исходных данных и т. п.
С делением целого на части дети знакомятся очень рано. На третьем-четвертом году жизни практически делили множество на части (отдельные элементы). Выполняли они и обратные действия — из отдельных элементов (частей) создавали целое множество. При этом ставилась задача определить количество элементов (фактически — частей) в данном множестве, однако не рассматривались, а потому и не осознавались отношения части к целому.
Позднее, при ознакомлении с количественным составом чисел первого десятка, основное внимание уделялось именно пониманию детьми отношения единицы (как части) к числу (как целому).
Однако педагогический опыт показывает, что без целенаправленного обучения делению на части не формируются четкие представления о целом и его частях, об отношениях части к целому, о связях между частями (равные и неравные) и т. п.
Процесс ознакомления детей с делением целого на части состоит из таких компонентов [2] :
• деление множества на подмножество,
• практическое деление предмета на части путем складывания, разрезания, на основе измерения
• получение целого из частей, т. е. установление отношений части и целого.
Сначала воспитатель показывает детям, что множества могут быть однородными и неоднородными, состоящими из двух-трех частей. Эти части можно объединять.
Например, зайчиков и медведей дети воспринимают и считают, как два самостоятельных множества (две совокупности, группы). «Сколько зайчиков? Сколько медведей? Чего больше? Чего меньше? Как одним словом можно назвать и зайчиков, и медведей? Правильно, это игрушки».
Итак, воспитатель подводит детей к тому, что количество отдельных небольших множеств можно объединять в одно большое множество. Это последнее множество называется целым, а первичные (небольшие) множества — частями этого целого. Целое всегда больше, чем любая его часть (даже самая большая).
Дети рассматривают букет из разных цветов и устанавливают, что букет — это целое, ромашки и васильки — его части. Ромашек в букете больше, чем васильков, однако их меньше, чем всего цветов в букете. Такие упражнения воспитатель организует на двух-трех занятиях. Постепенно дети делают вывод, что целое множество можно разделить на части, что часть (даже самая большая) меньше, чем целое, а целое больше, чем часть.
Для закрепления и уточнения этих понятий используются дидактические игры и упражнения типа «лото». Дети группируют, классифицируют предметы по определенным признакам, свойствам.
Особое значение имеют упражнения в практическом делении целого предмета на равные (а потом и неравные) части и на основе этого — осознание понятий «половина», «одна вторая», «четверть», «три четвертых» и т. д. Работа эта сложная, поэтому не следует форсировать отдельные ее моменты. Занятия планируются в определенной последовательности и представляют собой систему, где каждое звено (конкретное занятие) тесно связано с предыдущим и последующим. Последовательность в обучении делению целого на части обоснована в работах Т. В. Тарунтаевой [3].
Закрепляются слова-понятия: половина, две части, поровну.
Детям предлагается самостоятельно поделить лист бумаги пополам, согнув и разрезав его. При этом воспитатель не спешит разрывать лист на части. Он сгибает его и уточняет, что образовались две половины, потом разгибает лист, чтобы все увидели, что из двух половинок можно составить снова целое.
Такие занятия можно проводить как комбинированные, т. е. обучение делению целого на части соединить с другими программными задачами (ознакомление с величиной, формой и др.). На втором и третьем занятиях знания и умения закрепляются. Дети делят предмет (круг, полоску, ленту) на две равные части и из частей создают целое. Например, воспитатель берет лист бумаги и обращается с вопросом: «Сколько у меня листов?» — «Один», — отвечают дети. Потом воспитатель сгибает лист бумаги пополам. «Сколько теперь листов?» — «Два», — отвечают дети. «А если сложить так, как было, что мы будем иметь?» — «Будем иметь один лист». В этих упражнениях дети учатся объединять отдельные части в целое, и наоборот — делить целое на части. Потом воспитатель показывает принцип деления целого предмета на четыре равные части.
Ребята осознают, что единицы времени можно условно поделить на части: части суток, времена года, дни недели и др. Учатся делить на части не только разъединением, сгибанием, разрезанием, но и на основе измерения.
Знание о делении целого на части и сложении целого из частей, полученные на занятиях по математике, закрепляются в изобразительной деятельности, конструировании и т. д. Эти знания и умения расширяются и уточняются в подготовительной к школе группе. Понимание детьми отношения части и целого, в дальнейшем можно использовать при обучении их решению арифметических задач.
Список использованных источников и литературы
1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / под ред. А. А. Столяра. — Москва : Просвещение, 1988. — 303 с.
2. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] / Е. И. Щербакова. – Москва : Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 392 с.
3. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева. — Москва : Просвещение, 1980. — 64 с.