Светлана Анатольевна Степочкина
Опыт работы воспитателя старшей группы «Организация работы дошкольников в малых группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Как и в повседневной жизни, в играх дети спонтанно объединяются в группы. В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться. Воспитатель в детском саду должен уметь увидеть и поддержать такие формы объединения, поскольку это важная часть приобретенного каждым ребенком социального опыта.
Публикация «Опыт работы воспитателя старшей группы „Организация работы дошкольников в малых группах“» размещена в разделах
Организуя детей в малые группы, необходимо основываться на интересы каждого ребенка, и использовать свои приемы деления детей на группы. Дети, при делении на малые группы сидят на ковре в кругу, часть сидит за столом. Если же, по ходу деятельности дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение, кроме воспитателя, значит занятие было не социо - игровым.
Социо - игровая технология – это организация детей с помощью образования малых групп. Ее цель - формирование коммуникативных навыков общения.
В рамках данной технологии педагогом ставятся следующие задачи:
способствовать развитию самостоятельности и творчества;
помочь детям научиться общаться;
сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.
Объединить воспитанников в малые группы можно следующими способами:
назвать по цепочке 3-4 цвета (повторяя их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
геометрические фигуры разных форм и цветов;
заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части (3-4 части).
По мере взросления детей усложняются способы объединения в группы :
изображение овощей, фруктов, деревьев, кустарников;
дни недели, части суток, времена года;
расселить животных по средам их обитания (лес, море, пустыня);
счет - четный, нечетный.
Дети учатся правилам общения, культуре общения: договариваться, слушать остальных членов группы, происходит развитие речи. Ребенок на практике осознает, как ему нужно организовать свое общение в группе, чтобы выполнить задачу.
Игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Здесь важно – равноправные отношения между участниками образовательного процесса – это такая общность, в котором каждый ребенок может себя почувствовать умелым, знающим, способным (вместе с другими детьми) справиться с любой задачей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращения ее в коллективную. Очень важно, чтобы каждый ребенок смог самовыразиться в процессе деятельности в малых группах. Необходимо педагогу следить за тем, чтобы стеснительные дети имели возможность проявить себя в работе группы, сотрудничать с остальными детьми. Маленькие группы более эффективны, поскольку представляют внести свой опыт в выполнение задания.
Также в малых группах могут возникнуть следующие проблемы:
конфликт;
неготовность слушать;
неготовность к сотрудничеству.
Воспитателю важно вовремя напомнить правила работы в группах :
умей принять помощь;
когда работаешь сам, не мешай другим;
один за всех и все за одного;
справился сам, помоги другу.
Программа ФГОС направлена на:
• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
• создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Познавательное развитие предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Таким образом, познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательного деятельности к другой.
Дети могут чему-то научиться, если им интересно то, чем они занимаются, что видят и слышат. А чтобы вызвать и поддержать этот интерес, необходим свободный выбор видов деятельности, материалов для этой деятельности, времени занятия этим делом, партнеров. При самостоятельном выборе у детей появляется возможность понять свои интересы, раскрыть свои сильные и слабые стороны. Если дети справляются с тем делом, которое они выбрали, у них появляется уверенность в своих силах, повышается самооценка, они чувствуют себя успешными. С детства привыкнув самостоятельно делать выбор, высказывать свое мнение, во взрослом возрасте детям легче будет решать возникающие проблемы, принимать решения.
Право выбора – ежедневное состояние детей в процессе образовательной деятельности, это основа организации образовательного процесса. Образовательная деятельность во всех возрастных группах в ДОУ осуществляется с учетом инициативы и самостоятельного выбора детей.
Роль взрослых вовремя самостоятельно выбранной деятельности детьми в центрах активности включает в себя: создание условий, наблюдение за детьми и общение с ними, оказание помощи, если ребенок просит об этом.
Развитие в дошкольном возрасте — это совместное движение педагога и ребёнка. Задача воспитателя, заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести детей в том направлении, которое действительно соответствует их собственной траектории развития. Для этого особое внимание уделялось созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах. Такая работа проводилась в созданных центрах активности, которые способствовали исследовательской и самостоятельной деятельности воспитанников. Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает детям возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.
Главная цель воспитателя - способствовать развитию детей, что и происходило ежедневно в процессе непринужденного обучения.
В результате применения данных технологий у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети становятся более общительными, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.