Лучший педагог года

Опыт воспитателя приюта в организации социальной реабилитации несовершеннолетних

Алусик
Опыт воспитателя приюта в организации социальной реабилитации несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы

В данной статье раскрывается опыт сопровождения воспитанников социального приюта для детей «Транзит», направленный на развитие личности воспитанников, профилактику отклонений в их поведении, формирование позитивных интересов.

Автор: Борисова А. Н., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»

Публикация «Опыт воспитателя приюта в организации социальной реабилитации несовершеннолетних» размещена в разделах

Аннотация: Анализируются основные приемы по созданию благоприятной среды для воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Рассматривается роль воспитателя в содействии раскрытии потенциала ребенка, а также в изменении деструктивных убеждений и поведения воспитанника.

Ключевые слова: воспитанники, воспитатель, делинквентное поведение, доверие, жестокое обращение, личность, конфликтность.

Организация деятельности по социальной реабилитации, отдыху, оздоровлению и занятости детей –– одна из эффективных форм оказания социальной поддержки семьям с детьми. Делинквентное поведение родителей, как правило, приводит к формированию у детей ненадлежащих и искаженных понятий о возможном и дозволенном поведении в обществе, формирует чувство безнаказанности, толкает их на путь асоциального образа жизни, ведет к тому, что сами несовершеннолетние становятся жертвами преступных посягательств.

СПБГБУСО социальный приют для детей «Транзит» создан для детей от 3 до 18 лет, находящихся в социально опасном положении или самовольно ушедших из семей, детских социальных учреждений РФ и детских социальных учреждений стран ближнего и дальнего зарубежья. В учреждение поступают дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие постоянного места жительства, средств к существованию, утратившие семейные, родственные связи, подвергшиеся жестокому обращению, заблудившиеся, подкинутые.

Задача приюта заключается в создании особого педагогического пространства повышенного внимания и воспитательного воздействия для тех детей, кого недолюбили, недопоняли, недоучили, не защитили в этом сложном мире. Судьба этих детей сегодня зависит от общих усилий воспитателей и педагогов приюта. В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать положительные качества личности и черты характера, вместе с воспитанниками работать над их недостатками. При работе с воспитанниками часто выявляется трансформация социально-психологического ядра личности, несформированность учебной и трудовой деятельности. Все это приводит к нарушению коммуникации с окружающими людьми, отсутствию доверия, подозрительности, фиксации инфантильных форм поведения, проявляющихся

в эмоционально-волевой незрелости, слабо развитом чувстве ответственности за свое поведение, отсутствии планов на будущее. Ценностно-смысловая сфера воспитанников характеризуется удовлетворением насущных потребностей, получением сиюминутного удовольствия, без видения дальнейшей жизненной перспективы. Как правило, ребята не имеют определенных жизненных целей, их интересы и потребности носят ограниченный потребительский характер. Для них характерны следующие отклонения от норм поведения:

- невыполнение режимных требований приюта;

- периодическое либо постоянное нарушение дисциплины;

- нарушение порядка во время учебных занятий;

- конфликтное поведение в отношении педагогов и сверстников;

- наличие эгоцентризма, аномальных потребностей;

- неспособность к самоанализу поступков;

- наличие оправдательных мотивов отклоняющегося поведения;

- неуравновешенность, вспыльчивость, импульсивность, частая смена настроения,

эмоциональная лабильность.

Личность воспитанников, оказавшихся в силу жизненных обстоятельств в приюте, имеет все признаки происхождения из неблагополучных семей: их отличает низкая или амбивалентная самооценка, они склонны ко лжи, склонны обвинять или оправдываться, нарушать правила и не искать компромиссные решения. Как правило, попадающие в приют дети переживают длительную депривацию. Об этом могут сигнализировать их поведение, общий фон настроения, самочувствие. Дети пытаются снижать тревогу или плохое

настроение, используя курение. Они сбрасывают напряжение и раздражительность через сквернословие, агрессивное поведение. Для того чтобы снизить стресс, связанный с изменением жизненной ситуации (помещение в приют с улицы или из семьи, в приюте «Транзит» существует определенная система работы с воспитанниками. При поступлении

ребятам рассказывают об их правах и обязанностях, знакомят с другими воспитанниками, разъясняют правила поведения в учреждении. Индивидуальная работа с воспитанниками в большей степени направлена на изменения в сфере убеждений ребенка (подростка). При индивидуальной коррекции поведения перед воспитателем стоят следующие задачи:

1. Выявить причины проблемного поведения ребенка.

2. Помочь ребенку (подростку) осознать причины, мотивы своего поведения.

3. Помочь ребенку осознать неприемлемые, неэффективные формы поведения и подобрать более конструктивные способы реагирования на различные жизненные ситуации.

Воспитатель наблюдает за адаптацией ребенка и вносит свои наблюдения

в «Дневник социальной реабилитации воспитанника». Вновь прибывшего ребенка побуждают участвовать в коллективных мероприятиях:

- досуговых в стенах учреждения: чтение, экскурсии, интеллектуальные и познавательные игровые программы и так далее;

- в трудовой деятельности: оформление тематического стенда, выставка поделок и так далее;

- в выездных мероприятиях: городских и районных состязаниях, конкурсах,

выставках и других.

Дети включаются в структурированную деятельность (игры, беседы и творческие задания, направленные на глубокое проживание каждой темы). Даже при минимальном участии они находят поддержку, похвалу, поощрение. Далее воспитанники обычно более активно включаются в занятия и проявляют свои способности и таланты. Только за последние годы многие из них были награждены дипломами, став:

- победителями Международных конкурсов «Час экологии» и «Время знаний»;

- лауреатом смотра-конкурса работ «Моя история. Рюриковичи», прошедшего

в Санкт-Петербурге;

- лауреатом Петербургского творческого фестиваля «Белый город Рождества»;

- победителем конкурса «День Земли»;

- участником фестиваля-конкурса «Сказание о земле Русской»;

- участником фестиваля –– «АртПоляна»;

- участником игр «Дети Петербурга», «Права ребенка».

Каждое участие в подобных мероприятиях с признанием значимости работы ребенка –– это вклад в формирование его самооценки. В период подготовки к мероприятию дети учатся создавать проект или формировать умения или спортивные навыки, которые им пригодятся как в короткой перспективе –– на конкурсе или в соревновании, так и в долгосрочной –– при профессиональном становлении. При подготовке формируются такие качества, как целеустремленность, доверие членам команды, стремление к успеху. Само участие в соревнованиях повышает самооценку, так как дети сравнивают свою

ситуацию с той, которая была у них в неблагополучном прошлом, когда у них не было возможности участвовать в конкурсах или состязаниях. Выигрыш является для детей крайне значимым, они получают позитивный опыт собственной состоятельности в тех областях, которые раньше были для них закрыты. О ценности участия в таких мероприятиях подростки вспоминают годы спустя, с благодарностью к воспитателям, которые поверили в них и приложили усилия, чтобы дети достигли победы. Групповая коррекция больше направлена на эмоциональную и поведенческую сферы. В приюте этот процесс проходит естественным образом. В группе постоянно возникают

ситуации реального эмоционального взаимодействия, в которые включены дети и подростки с различными установками, эмоциональными и поведенческими реакциями. Воспитатель помогает детям с проблемами коммуникации: учит высказывать свои мысли, взаимодействовать со всеми членами группы, принимать и оказывать поддержку в участии в досуговых мероприятиях. Все это способствует приобретению навыков конструктивного

взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В коллективе неизменно происходит процесс закрепления новых форм поведения, способствующих адекватной социализации.

Отдельным направлением деятельности воспитателя является формирование системы ценностей воспитанников, в том числе их культурное развитие и поддержание в них интереса к чтению. Таким образом, посещение вместе с детьми библиотеки им. М. Ю. Лермонтова и совместный просмотр видеофильмов стали доброй традицией. Воспитатель дополняет (или заменяет) родителя в формировании ценностной базы ребенка, которая строится с опорой на культуру, которая прививается детям во время экскурсий, при чтении книг перед сном, выборе и просмотре видеофильмов. Важную роль играет воспитатель в помощи детям при выполнении ими школьных домашних заданий. Как известно, ребенок в семье в разные периоды своего взросления

нуждается в организующей помощи взрослого, так как его волевые качества часто не соответствуют уровню школьных требований. Многие воспитанники приюта не получили в семье опыта планомерной учебной деятельности. У них нарушено внимание, имеющиеся знания часто не соответствуют школьной программе. Так при устройстве детей приюта в образовательное учреждение, мы видим, что они с трудом адаптируются к школьным правилам, демонстрируя пробелы в знаниях, что в итоге приводит к неудовлетворительным оценкам. В таком случае задача воспитателя –– поддержать, ободрить ребенка, помочь ему наверстать упущенное или организовать для этого дополнительные занятия, распределяя нагрузку, связанную с выполнением домашних заданий, в соответствии с возможностями ученика. Постоянный контакт воспитателя с педагогами школы позволяет формировать для ребенка из приюта безопасную среду в школе. Следующей задачей воспитателя является профориентация подростков. Подростки из приюта гораздо раньше своих сверстников из благополучных семей стремятся начать самостоятельную жизнь. Многие из них уже пробовали зарабатывать деньги, они не испытывают большого удовольствия от простого набора общеобразовательных знаний. Тестирование, беседы с подростками о будущей профессии –– все это формирует представление подростка о своих возможностях в выборе профессии. Удачно подобранное

учебное заведение оказывалось важным этапом формирования личности подростка. Воспитателю высказывает подросток свои горести и сомнения, свое раздражение, недовольство или страх. Воспитатель является устойчивой фигурой, которая формирует границы дозволенного и помогает справиться с различными, часто негативными эмоциями. Важно, чтобы подросток справился с переполняющими его обидами, научился регулировать свои эмоции и поведение и смог построить картину мира, в котором он мог бы быть

успешным и принятым окружающим миром.

В заключение обратимся к опыту специалиста по психоаналитической педагогике Г. Фигдору, который отмечал, что подросток, совершивший правонарушение и выброшенный из привычной колеи, бежит туда, где его «поймут», к таким же, как он. Остановить его, создать среду, в которой он не будет повторять ошибок, а будет развиваться, поможет не осуждение, а понимание доброжелательных взрослых. И главным человеком, который «не осудит и поймет», является воспитатель того дома, где окажется одинокий

ребенок. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Опыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУОпыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУ Ребёнок в дошкольном возрасте обладает удивительной фантазией и воображением. Педагогу необходимо только разбудить его фантазию, направить.

Опыт организации тематического дня «23 марта — День борьбы с вирусами на МAAM» с детьми 4 летОпыт организации тематического дня «23 марта — День борьбы с вирусами на МAAM» с детьми 4 лет Прежде, чем описать наш с детьми тематический день по борьбе с вирусами Заболейка и Захворайка, хочу сказать огромное спасибо МААМ за темы.

Опыт работы по организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возрастаОпыт работы по организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Отчет воспитателя об особенностях организации предметно-развивающей среды первой младшей группы Развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний.

Педагогический опыт и портфолио воспитателяПедагогический опыт и портфолио воспитателя Педагогический опыт и портфолио воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Шароновой Лидии Борисовны «Дидактическая.

Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме: "Развитие детей.

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ со Центр социальной помощи семье и детям Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района».

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт воспитателя приюта в организации социальной реабилитации несовершеннолетних
Опубликовано: 11 апреля 2023 в 04:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт воспитателя приюта в организации социальной реабилитации несовершеннолетних» (включая файлы) размещена пользователем Алусик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД