Людмила Келехсашвили
Статья: «Опыт работы по развитию речевого творчества старших дошкольников с ОНР в различных видах деятельности».
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Работа по развитию речевого творчества детей в различных видах деятельности в коррекционной группе проводилась в соответствии с лексическими темами.
Публикация «Статья: „Опыт работы по развитию речевого творчества старших дошкольников с ОНР в различных видах деятельности“,» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В речевой группе проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей может отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах, при рассказывании требуется помощь взрослого. В творческом рассказывании недостаточно самостоятельны (повторяют рассказы сверстников, не проявляют индивидуальные способности к творческой речевой деятельности.
Дети затрудняются в аргументировании суждений, не пользуются речью- доказательством. Речь недостаточно выразительна. Не всегда различают литературные жанры.
Поэтому моя работа была направлена в целом на развитие речи детей, а затем речевого творчества. В основу моей работы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учётом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а так же с учётом ведущей деятельности дошкольника- игры.
Мной были использованы различные формы работы : занятия по развитию речи и познавательных способностей детей, рисование, лепка, аппликация; игры: настольно- печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные.
На занятиях по развитию речи и познавательных способностей детей по лексическим темам вначале детей знакомила с различными понятиями, учила их классифицировать, обогащала речь детей. В дальнейшем закрепляла понятия, активизировала речь. Занятия проходили в форме беседы, рассматривание картин, чтение и пересказ различных литературных произведений, составление описательных рассказов, а затем переходила к занятиям по творческому рассказыванию, в старшей группе- придумывание продолжения и конца к рассказу, рассказы по аналогии, по плану воспитателя, по модели; в подготовительной группе- рассказы, сказки на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, придумывание сказок, рассказов, рассказы по пословицам, по стихам.
На занятиях по развитию речи и познавательных способностей детей использовала различные дидактические игры : на образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами; образование множественного числа существительных; образование относительных прилагательных; образование притяжательных прилагательных; классификация понятий; поиск антонимов; образование сравнительной степени прилагательных. Игры направлены на развитие лексического и грамматического строя речи.
Для формирования навыков связной речи на занятиях составляли описательные рассказы по опорным схемам, по вопросам, по плану. При изучении лексических тем на занятиях использовала загадки, стихи, пословицы, поговорки, сказки, различные рассказы, обращала внимание детей, что это различные литературные жанры.
Использовала на занятиях различные игры с движением, игры для пальчиков, физкультурные минутки - они способствуют формированию у детей двигательных навыков, точной координации, общему развитию детей и развитию речи.
На занятиях добивалась, чтобы дети отвечали полными, развёрнутыми предложениями, правильно согласовывали существительные с числительным, прилагательным, глаголами. Использовали в своей речи предлоги. При ответах на вопросы пользовались словами автора, в пересказах использовали различные средства выразительности. При пересказах литературных произведений правильно передавали идею и содержание, выразительно передавали диалоги. В описательных рассказах учила детей точно и правильно подбирать слова, характеризующие предмет. При сочинении сюжетных рассказов из опыта, по картине, по игрушкам учила детей строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция, завязка, развитие событий и кульминация, развязка. Придумывая сказки, учила детей отражать характерные особенности жанра (зачин и окончание, присказка, повторы, победа добра над злом, волшебные предметы, герои, различные превращения).
После того как дети усвоили лексический материал, у них обогатился и активизировался словарь, они овладели различными речевыми навыками, тогда в полной мере можно развивать речевое творчество детей. Чтобы оно было более успешным я использовала различные дидактические игры : Старшая группа :
«Узнавание», «Распространение предложений», «Чем был?», «Чем будет», «На что похоже», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «Рисунки по кругу», «Я хочу нарисовать», «Если бы …», «Так бывает или нет», «Прямая трактовка» «Зарисовка наблюдений» (экология, «Растёт не растёт»
Подготовительная группа:
«Цепочка слов», «Пропущенные слова», «Пропавшее слово», «Что в чём», «Что от чего», «Классификация», «На что похоже», «Буквы и цифры», «Волшебные картинки», «Съедобное не съедобное», «Вершки- корешки», «Общее и особенное», «Что общего?», «Добавление», «Что откуда», «Оживление», «Весёлые картинки», «Рассказы-коламбуры», «Цветные рассказы», «Веришь- не веришь», «Странные рассказы», «Вопросы и ответы», «История рассказанная с окончания», «Хорошо- плохо», «Чужое слово», «Лавина», «Бесконечное предложение», «Скрещивание», варианты 1,3,4, «Да – нетка», «Немое кино», «Интервью», «Телевизор», «Рассказ от первого лица». Детям очень нравилась игра «Рисунки по кругу» в которой каждый ребёнок должен был начать рисунок по своему замыслу, передать товарищу, затем продолжить тот рисунок, который к нему пришёл и так до тех пор пока не вернётся к нему его рисунок, а затем придумать рассказ по изображению. Эти игры направлены на развитие речи, мышления, воображения, наблюдательности, логического мышления, формирование обобщённых понятий, связей между предметами, внимания, экспериментирование со словом.
На занятиях по развитию речи и познавательных способностях детей мы придумывали продолжение и конец к рассказу воспитателя, рассказы по плану, по аналогии, по модели, придумывание загадок; в подготовительной группе рассказы и сказки на предложенную тему, придумывание рассказов по стихам.
На занятиях по рисованию, аппликации, лепке дети придумывали различные сюжеты. Сначала выполняли работу, а потом придумывали различные рассказы, сказки. Затем дети наоборот придумывали рассказ или сказку на предложенную тему, графически зарисовали, а затем выполняли работу.
Все свои рассказы, сказки дети зарисовывали графически простым карандашом в свой альбом, это очень удобно, стимулирует речевое творчество, дети стараются, как можно больше придумать интересных рассказов, сказок по одному сюжету. Если на занятии по развитию речи кто-то не успел ответить, ответил не полно или не закончил свой рассказ, то он всегда может после занятия закончить, ответить, опираясь на свой графический рисунок. Например: аппликация «Чудо овощ»- придумать сюжет аппликации ; рисование на тему «Мой любимый фрукт». Придумать рассказ по рисунку; придумать загадки о месяцах осени; придумывание сказки на тему «На птичьем дворе»; придумать рассказ по стихотворению А. Плещеева «Травка…»;придумать сюжет для рисования «Птицы чинят гнёзда».(весна).
Игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому очень важно научить детей играть, придумывая различные сюжеты в сюжетно-ролевых играх, выполнять правила в подвижных играх, придумывать свои подвижные игры.
Все сюжетно- ролевые игры связаны с лексическими темами. (Осень- «Овощехранилище», «Собираем урожай», «Как звери готовятся к зиме»; Зима-«Снежная крепость», «Путешествие по зимнему лесу», «В гостях у бабушки в деревне»; «Ателье»; «Поликлиника»; «Универсам» ;) Дети отражают в своих сюжетах полученные знания на занятиях, в настольно- печатных и дидактических играх, поэтому очень важно, чтобы они научились составлять различные рассказы, придумывать сказки. В организации сюжетно- ролевой игры огромное значение имеет воспитатель, вначале он выполняет активную функцию (может взять на себя роль, затем, когда дети научились самостоятельно придумывать сюжеты, организовывать игру, следить за развитием сюжета, воспитатель выполняет пассивную функцию, наблюдает, может дать советы. Вначале вместе с детьми мы обговаривали сюжет, дети отвечали на мои вопросы, вспоминали различные понятия, которые подходят к выбранной теме, затем мы брали карточки по этой теме и раскладывали их так, как должен развиваться сюжет игры, дети придумывали вместе со мной рассказ о сюжете, делали графические зарисовки, вместе распределяли роли, одну я брала на себя, в процессе игры следила вместе с детьми за выполнением правил. В дальнейшем всё это дети проделывали самостоятельно, я была пассивным наблюдателем, изредка помогая им. В конце игры дети делились своими впечатлениями об игре, каждый старался рассказать, какая роль ему досталась, что интересного было в игре.
Подвижные игры любят все и дети и взрослые. Очень важно, чтобы дети овладели навыками организации подвижной игры.
В своей работе мы вместе с детьми на основе уже знакомых подвижных игр, по аналогии, по лексическим темам придумывали игры. Героями игр могли быть различные животные, грибы, насекомые, деревья, птицы, дети. В играх мы старались передать характерные особенности предметов, живых объектов. (Лиса – хитрая, хищница, рыжая плутовка; зайчик – быстро бегает, прыгает, лисы боится).
Речевое творчество в полной мере проявляется в театрализованной деятельности дошкольника. Сказка несёт в себе нравственный урок, воспитывает добрые чувства, развивает речь, мышление, воображение. Сначала я знакомила детей со сказкой, дети отвечали на вопросы, в дальнейшем пересказывали по частям, рассказывали по ролям, рисовали различные сюжеты по сказке, делали аппликацию. Разыгрывали различные спектакли : кукольный, настольный, проводили игры- драматизации. Сказка разыгрывалась во всех видах театрализованной деятельности. Когда у детей накопились знания о различных сказках, то я приступила к работе по придумыванию новых сказок (Придумать новый конец к сказке «Колобок», «Три медведя»; придумать продолжение сказки «Теремок»; новые герои в сказке «Красная шапочка»; коллаж из сказок; сказки по аналогии с известными; сказка по модели; в сказке плохие герои стали хорошими, какая сказка получится;). Все эти сказки мы графически зарисовали и разыграли во всех видах театрализованной деятельности.
В своей работе я использовала методическое пособие «Лексические темы по развитию речи и речевого творчества», в котором я систематизировала различный дидактический материал по развитию речи и речевого творчества.