Елена Исмукова
Образ Бабы-Яги в произведениях русских композиторов
Образ Бабы Яги в произведениях русских композиторов.
Многие известные композиторы в своих произведениях обращались к сказочным героям. Среди них: Н. Римский-Корсаков (опера «Сказка о царе Салтане», «Садко», Э. Григ («В пещере горного короля», «Шествие гномов», П. Чайковский, М. Мусоргский и другие композиторы.
Все знают старую колдунью Бабу Ягу, которая живёт в глухом лесу. Это самый популярный образ в русской сказке.
Публикация «Образ Бабы-Яги в произведениях русских композиторов» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Большой популярностью пользуется сборник фортепианных пьес под названием «Детский альбом» П. И. Чайковского. Один из самых популярных образов в русской сказке это образ Бабы Яги. Очень ярко, фантастически, изобразил Бабу Ягу П. И. Чайковский в «Детском альбоме». Согласно древним поверьям Баба Яга умеет колдовать, летает она в ступе, заметает свои следы метлой.
П. Чайковский изобразил Бабу Ягу злой, страшной. Каждая музыкальная фраза заканчивается акцентированным аккордом. Темп произведения очень быстрый. Для более яркого раскрытия образа Бабы Яги композитор использует отрывистые звуки, смену динамики. Постепенно характер музыки меняется и приобретает ворчливый характер. Часто повторяющиеся фразы в середине произведения напоминают сцену колдовства Бабы Яги. Динамика от «форте» меняется к «пиано» и постепенно затихает. Злая старая колдунья Баба Яга удаляется, а потом исчезает в вышине ночного неба. Заканчивается пьеса в высоком регистре.
У М. Мусоргского цикл фортепианных пьес называется «Картинки с выставки». В него вошло 10 пьес, среди которых «Избушка на курьих ножках». Образ Бабы Яги раскрыт в динамике и движении. Композитор назвал пьесу «Избушка на курьих ножках», а в скобках добавил «Баба Яга». Пьеса состоит из трёх частей. В первой части на «фортиссимо» звучат удары клюки Бабы Яги, затем они ускоряются и переходят в дикую пляску. Ярко показан Мусоргским фантастический полёт Бабы Яги в ступе. Характер средней части отличается от 1-ой части. Композитор изображает тревожную, пугающую картину дремучего леса, при этом звучность приглушается, тремоло в верхнем регистре. 3-я часть начинается так же, как и первая с ударов клюкой Бабы Яги. Вскоре она удаляется в ночном небе и исчезает.
Эти произведения называют программными, о чём говорят их названия. Они являются вершинами мировой фортепианной музыки.