ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА
Развитие грамматического строя речи детей с ТНР при ознакомлении с временами года путем использования игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие грамматического строя речи детей с ТНР в процессе формирования представлений о временах года посредством игровых технологий.
Актуальность.
Публикация «Развитие грамматического строя речи детей с ТНР при ознакомлении с временами года путем использования игровых технологий» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Освоение грамматического строя – сложный умственный процесс. Правила постигаются детьми постепенно в живой речи. Ребенок еще не знает отношений и связей действительности, а именно они являются основой овладения грамматикой. Грамматика, по словам К. Д. Ушинского – логика языка.
Усвоение грамматических норм родного языка воздействует на мышление дошкольника. Появляется логика в мыслях, последовательность в их озвучивании, благодаря чему формируется связная речь. Развитие лексико-грамматического строя речи зависит от особенностей формирования познавательных процессов ребенка. Чем более развиты восприятие, внимание, память, тем быстрее пополняется словарный запас, и чаще звучит грамматически правильная речь в дошкольном возрасте.
Самым эффективным и важнейшим направлением коррекционного обучения является игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и, в то же время, - основной вид деятельности старшего дошкольника.
Игровые технологии являются составной частью в формировании лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи.
Цель: Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи при ознакомлении с временами года посредством использования игровых технологий.
Задачи: Обогащение словаря ребенка и формирование грамматических категорий. Развитие связной речи в процессе обучения рассказыванию по теме «Времена года».
Развитие мелкой моторики руки.
Развитие психических процессов: мышление, память, внимание.
Формирование пространственно-временных представлений.
Описание содержания практики:
В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования при организации образовательной работы с детьми необходимо внедрение инновационных технологий. В целях повышения интереса детей к речевой активности создали многофункциональное пособие «Признаки времён года на шнурочках», основанное на принципах наглядного моделирования, а также с использованием камешек Марблс (Рисунок 1.)
Рисунок 1. Многофункциональное пособие «Признаки времён года на шнурочках»
Пособие «Признаки времён года на шнурочках» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данное игровое пособие прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками. Оно
помогает детям при помощи разнообразных картинок или модулей смоделировать сюжет своего рассказа, или изменить его в любое время.
При создании данного пособия были использованы круглые карточки с отличительными признаками времён года, диких животных, птиц, растений, которые дети собирают на шнурочки.
С помощью картинок дети составляли рассказы на тему «Времена года». Мы предлагаем несколько вариантов игры.
Вариант 1. Игра «Когда это бывает?»
Задачи: Закрепить знания о природных явлениях. Формировать представления о временах года, о месяцах. Развитие внимания, зрительного восприятия.
Задание: Пободрать картинки и предметы, соответствующие определенному времени года.
Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года.
Помогать друг другу в ходе игры.
Материал:
На платформе закрепляем шнурки, которые по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Они будет символизировать «Круглый год». На каждый шнурок нужно нанизать несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).
Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки. Так же используем камешки Марлбс в любом варианте игры, за каждый правильный ответ выкладываем камешки на картинку. Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс» вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. Обладают они и расслабляющим эффектом. С этим материалом дети работают с большим удовольствием, и благодаря этому в нашей работе нам удалось добиться очень хороших, а главное быстрых успехов в развитии грамматического строя речи.
Вариант 2. Разместить несколько несоответствующих картинок на разных шнурках и предложить детям разложить правильно.
Вариант 3. Устроить соревнование: одни дети расставляют, а другие определяют правильность выбора.
Вариант 4. Сделать два одинаковых задания и дать двум группам детей на скорость его выполнит.
Вариант 5. Игра «Круглый год»
Задачи:
1. Учить детей называть времена года.
2. Развивать грамматическую речь, формировать умение составлять описательный рассказ; умение слышать друг друга.
3. Активизировать и обогащать словарь.
4. Развивать воображение, фантазию, мышление, мелкую моторику.
Вариант игры.
На шнурочки нанизываются круги с изображениями месяцев. Дети называют вид деятельности детей и одежду по сезону. (рисунок 2)
Рисунок 2.
Самым большим достоинством данного пособия, помимо его универсальности, является то, что дети сами проговаривают формулировку задания, озвучивают свои действия, таким образом, лучше осмысливая его. Например, дети говорят так: «Сейчас мы будем подбирать слово с похожим значением», «Мы образовывали новые слова, они более ласковые» или «Мы думали, как можно сказать про эти слова, мой или моя» и др. Конечно, такие ответы можно услышать ближе к середине или к концу учебного года, когда дети осваивают модели и эти ответы тоже являются результатом работы педагога.
Кроме всего выше сказанного хочется отметить, что детям дается возможность самим выбрать задание, которое они хотят выполнить, или, что добавляет элемент игры, нанизывать на шнурок нужные картинки или выкладывать камешки Марлбс за правильные ответы. А ведь этого мы и добиваемся - повысить самостоятельность детей и за счет этого эффективность самих занятий.
Результаты практики:
Применение в работе с детьми пособия «Признаки времён года на шнурочках» способствовало обогащению их словаря, формированию навыков словообразования и словоизменения, совершенствованию предложно-падежных конструкций. Игра помогла в обучении дошкольников решению проблемных ситуаций, в умении сравнивать, анализировать, обобщать, запоминать. Игры и упражнения с пособием способствовали развитию связной речи, интереса и бережного отношения к природе. А также немаловажную роль игровое пособие сыграло в развитии мелкой моторики рук.
Список методических материалов:
1. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998.
2. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие / Ткаченко Т. А. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
3. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет / Скворцова И. В. – СПб. : Издательский Дом «Нева», М. : «ОЛМА-ПРЕСС ОБРАЗОВАНИЕ», 2003.