Приложение МААМ

Статья «О просодической стороне речи дошкольников»

Полина Энграф
Статья «О просодической стороне речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

О ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности речевого развития дошкольников и компоненты просодической стороны речи.

Ключевые слова

Просодика, интонация, тембр, темп, ударение, дикция.

Речь является основополагающим фактором психического и социального развития человека. Становление высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, первичная социализация происходят только в процессе общения ребенка с родителями, со сверстниками, со значимым взрослым. Вне общения, при наличии речевых дисфункций психосоциальное развитие нарушается.

Публикация «Статья „О просодической стороне речи дошкольников“» размещена в разделах

Развитие речи в дошкольном возрасте характеризуется следующим:

1) Активное развитие фонематического слуха и звуковой речи. Ребенок учится управлять своим голосом, произношением, понимает особенности и значение интонаций.

2) Расширение словарного запаса. К концу дошкольного возраста в лексиконе ребенка должны присутствовать все части речи. Активный словарный запас – около 3000 слов.

3) Формирование понимания основ грамматики. Ребенок понимает смысл слов и может правильно строить предложения, высказывания.

4) Переход ситуативной речи в объяснительную. Ребенок перестает использовать местоимения как единственный способ описания объекта, называет его.

5) Появление знаковой функции речи. Ребенок использует слова для объяснения отсутствующих вещей.

6) Понимание экспрессивности. В дошкольном возрасте ребенок учится использовать речевые формы для описания своего эмоционального состояния, реакции на происходящие вокруг него события.

В дошкольном возрасте начинает складываться просодическая сторона речи. К просодической стороне речи относятся : интонация, дикция, ритм, речевое дыхание.

Интонацией принято называть совокупность просодических компонентов, принимающих участие в разделении и соорганизации речевого потока в полном соответствии со смыслом сообщения, которое зашифровано в нем.

Речь человека воспринимается не только как совокупность лексических, грамматических и синтаксических конструкций. Интонация придает силу каждому элементу высказывания, интонационная выразительность улучшает восприятие речи.

Интонация является сложным конструктом, включающим в себя ряд акустических компонентов: тон голоса, тембр, пауза, сила голоса, темп речи, логическое ударение.

Понимание различий в интонациях происходит главным образом за счет изменений интенсивности и частоты тона голоса, а также за счет различий в продолжительности определенных фонетических элементов. Формирование тона голоса происходит через прохождение воздуха сквозь голосовые складки, глотку, сквозь полость рта и полость носа. Различия в тоне определяются громкостью или тишиной произносимого.

Дополнительным средством артикуляционно-акустической окраски голоса является тембр. Индивидуальное своеобразие тембру голоса придают физические данные человека, а также психосоциальные особенности его характера, такие как сосредоточенность, озлобленность, доброта и пр.

Некоторые характеристики просодии консолидируются между собой в виде темпо-ритмической организации речи. Темпом речи называют ее длительность во времени или число звуковых единиц, таких как слово, слог, звук, произносимых в единицу времени. Темп речи играет особо значимую роль в процессе передачи эмоциональной информации. У взрослого человека темп речи в среднем варьируется от девяноста до ста семидесяти пяти слогов в минуту. Темп речи может быть медленным, нормальным или быстрым. Темп речи в зависимости от обстоятельств у одного человека может быть то стабильным, то изменяющимся. Чаще всего стабильность присуща речи на коротких временных отрезках.

Темп речи в большей степени определяет характер другого параметра речи – ритма. Ритмом речи называют звуковую организацию речи с помощью чередования ударных и безударных слогов. Нормальным ритмом речи является правильное соотношение двух основных процессов в коре головного мозга – возбуждения и торможения. В человеческой речи нормальный ритм выражается в относительном сохранении единства и соблюдении правил расстановки словесных ударений, которые и организует ритмическую структуру речи. Ритм речи является сложным образованием. Его нарушение заметно затрудняет и искажает речь. Темп и ритм речи образуют сложную взаимосвязанную и взаимозависимую систему. Основным свойством речевого ритма является его регулярность. Метрические признаки ритма составляют его основу, отраженную в метрических схемах. Различают также и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.

Темпо-ритмическая система речи образует основу, объединяющую и координирующую все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

Элементарной единицей просодии выступает синтагма – отрезок высказывания, который объединен интонационным и смысловым значением. Синтагма имеет физиологическую целостность и ограниченность, а также выступает как ритмический период устной речи.

Синтагму, которая произносится на одном речевом выдохе, беспрерывной артикуляции, связывают с понятием плавности речи. Плавная речь характеризуется общим артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе. В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Речевой поток разделен на паузы. Паузу определяется как определенный перерыв в звучании голоса, длящийся некоторое время. Когда говорят о правильной интонации, чаще всего подразумевают умение правильно пользоваться паузами. Пауза обязательна при отделении одной синтаксической единицы от другой, для выражения особенностей связи между предложениями, разделения предложения на словосочетания. Пауза употребляется также при передаче различных эмоциональных состояний говорящего.

Задать смысловую окраску слова можно с помощью ударения. Ударение – это выделение одного из слогов в составе слова или целого сочетания с помощью фонетических средств, таких как повышение тона, усиление голоса, увеличение длительности речи, силы голоса, его громкости. Существуют фразовое и логическое ударения.

Логическое ударение используется для выделения наиболее существенного с точки зрения ситуации речи слова. Формирование осознания логического ударения является необходимым для эффективного воспитания звуковой культуры речи, для развития интонационной стороны речи. Для литературных норм русского языка характерно, что логическое ударение падает на слово (или слова) в конце предложения. Для разговорной речи характерно иное. Как отмечают языковеды, в этой речи все важное, новое интонационно выносится как можно ближе к началу предложения.

Членение текста на интонационно-смысловые отрезки (фразы) помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания. В любом отрезке одно из слов фразы слегка выдвигается вперед: голос на ударном слоге усиливается. Обычно при произнесении последнего слова фразы. Это и есть фразовое ударение.

Еще одним видом просодии является дикция. Дикцией принято называть степень отчетливости в произнесении слов, слогов и звуков. На отчетливость может оказывать влияние наличие физиологических патологий, отсутствие планомерной воспитательной работы в детском возрасте.

В процессе речи изменяется длительность вдоха и выдоха. Выдох становится продолжительнее, а вдох короче. Дыхание при речи преимущественно ротовое, а объем необходимого воздуха увеличивается в 3-4 раза. Эти особенности говорят о феномене речевого дыхания, отличающегося от дыхания физиологического.

Таким образом, работа по развитию просодической стороны дошкольника должна быть связана с развитием отдельных ее компонентов. Специфика возрастного развития, ведущей деятельности дошкольного возраста говорят о необходимости использования игровых форм работы, встраивания коррекционных и развивающих упражнений в ткань игровой деятельности.

Публикации по теме:

«Пчёлки» не остались в стороне (фотоотчёт)«Пчёлки» не остались в стороне (фотоотчёт) Цыпышева О. П., Девятерикова О. А. Воспитатели группы «Пчёлки» детский сад №6, Пермский край, г. Губаха В Губахе, Пермского края, в детском.

Статья «Адаптация дошкольников» Сафонова Марина Викторовна МДОУ ЦРР №28 "Огонёк" Воспитатель Адаптация дошкольников. Актуальность вопросов связанных с периодом адаптации.

Статья «Деятельностный подход в организации образовательной деятельности дошкольников» Деятельностный подход в организации образовательной деятельности дошкольников в дошкольной образовательной организации. Мир вокруг нас.

Статья для родителей дошкольников «Любовь вопреки» «Любовь вопреки всему» «Чем лучше ты сам сегодня, тем лучше будут твои дети завтра.» (Валерий Афонченко) Чего мы ждем от своих детей?.

Статья «Формирование физического и социального здоровья семей дошкольников» Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников Здоровый образ жизни представляет собой формирование физической, социальной и духовной жизнедеятельности индивида, обеспечивающее ее правильное.

Статья о развитии творческих способностей дошкольников Ваш ребенок – гениальный художник Быть умным – это не только иметь большой словарный запас и уметь отличить корову от лошади. Продемонстрировать.

Статья «Опыт развития самостоятельности дошкольников» Самостоятельность дошкольников в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания. Вопросом развития самостоятельности.

Статья «Развитее функций речи в дошкольном возрасте» Язык и речь традиционно рассматривались в психологических, педагогических, философских и социальных науках “узел”, в котором сходятся различные.

Статья «Создание условий для развития дошкольников в летний период» Создание условий для развития дошкольников в летний период Лето – время активного отдыха, развлечений и маленьких открытий, особенно для.

Автор публикации:
Статья «О просодической стороне речи дошкольников»
Опубликовано: 7 января 2017 в 19:08
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «О просодической стороне речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Полина Энграф (УИ 650703) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД