Лилия Гайнулина
Статья «Формирование физического и социального здоровья семей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.
В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Публикация «Статья „Формирование физического и социального здоровья семей дошкольников“» размещена в разделах
Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие малышей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях, совершенствуется ориентировка в пространстве и времени; складываются положительные черты характера. Дети приобретают умения действовать в коллективе сверстников; у них формируются такие качества, как выдержка, самостоятельность, активность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи и т. п.
Основные задачи физического воспитания детей дошкольного возраста состоят в охране и укреплении их здоровья, полноценном физическом развитии, закаливании организма, формировании двигательных и культурно-гигиенических навыков и умений.
Здоровьесбережение детей одна из главных проблем на сегодняшний день. Ведь по данным массовых медицинских обследований ситуация усложняется тем, что состояние здоровья детей ухудшается. За последние годы среди дошкольников увеличилось частота болезней нервной системы, органов чувств, кровообращения, эндокринной системы, увеличились аллергические реакции, ухудшается зрение, увеличивается число детей с вольгусной стопой.
Поскольку большинство семей вынуждены работать для удовлетворения потребностей семьи, отдавая своих детей в детские сады, огромная ответственность за здоровье детей ложится на дошкольные образовательные учреждения.
Мы считаем, что проблема оздоровления, воспитания и развития – это работа не одного дня, а целенаправленная, систематическая, спланированная деятельность ДОУ и семьи на длительный период времени – дошкольный период.
В нашем дошкольном учреждении мы придерживаемся принципа единства подходов к воспитанию, обучению и развитию, которые лежат в основе программ, а также учета умственной и физической нагрузок на ребенка в целях охраны его здоровья. Учитываем возрастные возможности, состояние здоровья, психологические особенности детей.
Разумно организованный режим, выполнение необходимых правил гигиены, достаточная двигательная активность все это благоприятно влияет на самочувствие ребенка, создает преобладание у него эмоционально-положительного состояния, радостного настроения. У здорового ребенка крепкий сон и хороший аппетит.
Важной задачей физического воспитания является закаливание детского организма. Укрепление здоровья детей путем закаливания повышает их сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям. Систематическое закаливание вырабатывает в организме способность приспосабливаться к различным условиям и переменам внешней среды: к изменениям температуры, к ветреной и дождливой погоде и т. д.
Каждое утро, заходя в наш детский сад дети и родители слышат веселые, детские песенки. И настроение становится еще лучше, а хорошее настроение влияет положительно на здоровье.
Утренняя гимнастика, которая проводится ежедневно под веселую, бодрящую музыку закаляет детский организм. Является важной частью режима двигательной активности дошкольника, безусловно, приносит колоссальную пользу для каждого ребенка: пробуждает организм после ночного сна, обеспечивает положительный заряд энергии и отличное настроение на весь день, улучшает самочувствие. Проводимая гимнастика после сна (гимнастика пробуждения, «босохождение» (ходьба по оздоровительным дорожкам, самомассаж, умывание водой и полоскание ротика, принятие воздушных и солнечных ванн, релаксационная гимнастика, дыхательная гимнастика на свежем воздухе, обладают превосходным закаливающим и лечебно-профилактическим действием. Эти мероприятия по закаливанию проводятся в нашем ДОУ.
Существенная задача физического воспитания — формирование у детей двигательных навыков, умений и физических качеств. Движение оказывает существенное влияние на растущий организм. Разнообразная активная двигательная деятельность благотворно сказывается на развитии костно-мышечной системы, совершенствовании функций организма детей, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
У детей дошкольного возраста довольно рано начинают формироваться основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание). Однако наиболее полноценно их развитие происходит при правильно организованном воспитательном процессе. Кроме основных жизненно необходимых движений, с детьми дошкольного возраста проводятся упражнения, направленные на укрепление определенных групп мышц (рук, ног, туловища).
В нашем дошкольном учреждении сложилась определенная система применения физических упражнений с целью разностороннего активного воздействия на организм ребенка. Она состоит в целенаправленном, организованном использовании занятий по физической культуре, подвижных игр, утренней гимнастики, а также в широком применении физкультурных упражнений и игр в самостоятельной двигательной деятельности детей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную нравственную задачу воспитание культуры поведения.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, писала Н. К. Крупская, привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего детства надо учить ребят мыть руки перед едой, ходить чистыми, стричь волосы, вытирать ноги, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и. т. д.»
Культурно-гигиенические навыки ребенок усваивает под руководством взрослых наших замечательных педагогов и их помощников нянь.
Не следует думать, что физическое воспитание дошкольников заключается только в проведении спортивных занятий и организации подвижных игр. На самом деле сюда относятся режим дня, рациональное питание, достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, развитие у него культурно-гигиенических навыков.
В нашем дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для правильной организации процесса физического воспитания. Можно выделить следующие формы физического воспитания детей в ДОУ: утренняя гимнастика, подвижные игры их проводят, не только во время прогулки, но и в помещении, предварительно проветрив его, на физкультурных занятиях. Прогулки на свежем воздухе. Организация дней здоровья, играющих в физическом воспитании детей дошкольного возраста немаловажную роль. В этом учебном году были проведены спортивные соревнования посвященные «ГТО». Инструктор рассказала детям о истории возникновения «ГТО», оформила уголок в спортивном зале посвященный «ГТО». Дети старших групп боролись за переходящий кубок. Дети младшего возраста, так же участвуют в спортивных играх, проявляя свои спортивные навыки. Традиционно был проведен праздник посвященный «Дню Защитника Отечества». На котором принимали участия папы со своими детьми. Интересное и поучительное мероприятие прошло совместно с сотрудниками МЧС. Дети показали не только свою физическую подготовленность, но и интеллектуальные способности по ОБЖ.
Физическое воспитание детей подразумевает также и проведение с ними бесед о важности культурно-гигиенических процедур, физических упражнений, соблюдения режима дня, правильного питания и т. п. Поэтому, мероприятия по профилактики заболеваний, формирования у детей и родителей правильного образа жизни, играют важную роль. Проводим конкурсы газет «Мы за ЗОЖ», «Мой любимый вид спорта» в которых принимают участие родители и их дети, получая за это дипломы, сертификаты. В дальнейшем их работы выставляем на конкурсы всероссийского уровня. Творческие выставки работ о спорте, ЗОЖ, где родители и дети проявляют свою креативность, творческий талант. Папки передвижки, консультации для родителей в группах и сайта учреждения могут помочь разобраться в вопросах о здоровье, спорте… Материал размещенный на стенде инструктора по физической культуре, так же несет профилактическую, информационную значимость. Предметно-пространственная среда в спортивном зале организованна так, что она удобная, мобильная для двигательной активности детей. Очень важен личный пример взрослых, т. к. дети в большинстве случаев перенимают модель поведения людей, которые их окружают. Если родители, педагоги будут активно заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, то и дети начнут стремиться к этому, у них начнет просыпаться интерес к различным физическим упражнениям и спортивным играм.
В интересах развития личности детей, а мы знаем, «что в человеке должно быть все прекрасно и душа, и тело». Мы организуем свою работу тесно взаимодействую со всеми структурными подразделениями детского сада: медсестра, психолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Ведь положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ и родителей.