Ольга Александровна Андриянова
Статья «Развитее функций речи в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Язык и речь традиционно рассматривались в психологических, педагогических, философских и социальных науках “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития личности, таких как мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого взаимодействия, общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Публикация «Статья „Развитее функций речи в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
По мнению А. А. Леонтьева, речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условнорефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования произошли изменения в традиционных подходах к организации педагогического процесса. Коснулось это и раздела работы по развитию речи.
Каждый ребенок на ранних этапах своего развития, начинает осваивать сначала жесты и движения, а затем переходит к восприятию и применению звуков, которые в дальнейшем становятся связанной речью с учетом всех правил и традиций, принятых в данной этнической группе.
Общение посредством звуков имеет свои функции, которые выделились постепенно и не отражают функции речи. Выделяют следующие функции речи в дошкольном возрасте :
1. Коммуникативная функция (функция общения). В раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи, она вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не ознакомленному с самой ситуацией. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной речи является выпадение подразумеваемого подлежащего, которое заменяется местоимением.
По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того чтобы быть понятной без непосредственного восприятия этой ситуации. Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения. Ребенок сам к себе начинает предъявлять требования и пытается следовать им при построении речи.
Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Объяснительный тип связной речи имеет существенное значение, как для формирования коллективных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития.
2. Планирующая функция. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка. Мышление в раннем детстве включено в его практическую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений к взрослому за помощью. К концу раннего детства в речи детей, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, появляется много слов, которые как будто ни к кому не адресованы. Частично это восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично — слова, обозначающие действия и их результаты.
3. Интеллектуальная функция. В дошкольном возрасте речь становится орудием мышления ребенка. Он учится излагать свои мысли связно, логично; его рассуждения превращаются в способ решения различных интеллектуальных задач. Речь становится средством познания, интеллектуализации познавательных процессов.
4. Регулирующая функция. Связана с развитием понимания речи. Она выражается в понимании литературных произведений, в подчинении и исполнении инструкций взрослого, воздействии самого ребенка на взрослого или сверстника.
5. Знаковая функция. Ее связывают с выделением слова как абстрактной единицы, т. е. осознание ребенком звукового строя слова и словесного состава предложения, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь.
Развитие функций речи в дошкольном возрасте производятся в процессе непрерывной непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности воспитанников, игры.
Таким образом, развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания. С возрастом все большую роль в общем и специально-речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.