Надежда Карасева
Статья о развитии творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш ребенок – гениальный художник
Быть умным – это не только иметь большой словарный запас и уметь отличить корову от лошади. Продемонстрировать ум можно по-разному – в рисовании, музыке, спорте, любви к природе и умении общаться с людьми.
Доктор Гарднер наблюдал и за взрослыми, и за детьми, стараясь понять, как люди учатся, познают мир, что помогает им. Очевидным ответом стало – мозг. Чем лучше он развит, тем умнее человек, тем богаче его внутренний мир. Но дело в том, что мозг делится на зоны, отвечающие за разные способности. Эти зоны развиты, как правило, неравномерно – где-то лучше, где-то хуже. Но если плохо развита зона логики или слов, это не значит, что мозг человека вообще не развит, ведь остаются еще и другие зоны, которые могут выдавать совершенно уникальные способности.
Публикация «Статья о развитии творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
Гарднер предположил (а в последствии доказал, что должны существовать разные виды ума, за которые отвечают разные участки мозга. Это гениальное открытие одного из самых именитых исследователей интеллекта получила название «теория множественного интеллекта».
Существует восемь типов интеллекта. И все они присутствуют в каждом человеке. Сегодня мы поговорим об образном интеллекте, о том, как его обнаружить у ребенка и, при необходимости, развить. Образный (или пространственный интеллект) развит у художников, фотографов, изобретателей. Те, кто преуспел в моделировании, архитектуре, дизайне, тоже успешно используют этот вид ума. У некоторых детей образный интеллект сильно преобладает, скажем, над лингвистическим. Они думают не словами, а образами. Образы появляются сами собой – это картины, которые непроизвольно порождает наш мозг. В мечтах люди с развитым воображением черпают идеи. А разве есть лучшие мечтатели, чем дети? Поощряйте в ребенке стремление фантазировать и мечтать. Только научите его правильно пользоваться этим умением.
О том, что зачатки образного интеллекта есть у всех, говорит следующий факт: почти все маленькие дети любят рисовать. Посмотрите, с каким удовольствием малыши вырисовывают корявенькое солнышко или, щедро зачерпнув красную гуашь ладошкой, размазывают ее по листу ватмана. Став постарше, некоторые дети не оставляют кисточки и краски. Подумайте: вдруг это любовь на всю жизнь?
Еще одна способность, которую дарит человечеству образное мышление, – это пространственное воображение. Оно позволяет представить предметы в трех измерениях.
Так же как художник «видит» идею будущей картины, изобретатель замечает проблему, требующую решения. Причем подходит он к этому решению нестандартно.
Самому быть творцом – великолепно. Но не менее уважаемы и люди, известные как знатоки и ценители искусства – искусствоведы. Прививать художественное чутье, умение отличать подлинное искусство от бездарных поделок лучше с детства.
Учимся играя
Запечатление-стирание
Предложите ребенку выбрать любой предмет. Пусть он смотрит на него в течение 35 сек., стараясь запомнить. После этого ребенок закрывает глаза и пытается представить этот предмет. Затем мысленно стирает картинку.
Запечатление-удержание
Ребенок смотрит в центр предмета, но при этом старается целиком охватить его взглядом. Потом ребенок закрывает глаза и старается вызвать соответствующий образ как можно ярче и четче. Можно описать воображаемый образ словами. После этого ребенок открывает глаза и проверяет, совпадает ли образ с оригиналом? Если нет, то попытку можно повторить 3-5 раз. Напоминайте ребенку, чтобы каждый раз он искал в предмете что-то новое. Когда ребенок легко будет удерживать в памяти разные предметы, переходите к запечатлению картин, открыток, иллюстраций.
Запечатление-удержание подвижного объекта
Сидя на скамейке в парке, выберите человека и предложите ребенку сделать его «мгновенное фото». Только на этот раз образ должен быть живым, подвижным. Пусть ребенок постарается увидеть с закрытыми глазами, как двигался этот человек. Эта игра очень хорошо тренирует воображение.
Придумываем персонаж сами
К этому упражнению желательно переходить после того, как будут освоены предыдущие, так как оно требует умения переводить информацию в зрительный образ. Предложите детям представить себе любое животное. После того, как образ создан, попросите их «оживить» картинку, то есть представить, как животное двигается. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми.
Рисуем удивительных существ
Вариант 1.
Правила этой игры просты: ребенок должен придумать новых зверей, птиц, рыб, соблюдая ваши требования. Например, нужно нарисовать зверя, который может быстро бегать и быстро летать. Подскажите ребенку, что большие крылья мешают во время бега, а длинные ноги во время полета. Возможный выход: зверь, у которого на ногах крылья или который может быстро поменять ноги на крылья. Далее необходимо дать имена этим существам.
Вариант 2.
Вырежьте цветные изображения различных животных или растений из старых журналов. Изображение каждого животного следует разрезать на несколько частей, так чтобы на одном кусочке были лапы, на другом – голова, на третьем – хвост и т. д. Для выполнения задания требуется лист бумаги и клеящий карандаш. Нужно из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю.
Случается так, что человек представляет себе восхитительную картину, но изобразить задуманное на холсте у него никак не получается, руки словно не слушаются. Нужно время и тренировка. Развитие телесного интеллекта, мелкой моторики и осязания помогут вашему ребенку справиться с карандашом или фломастером. И тогда в будущем он станет дизайнером или архитектором, географом или изобретателем, кинематографистом или модельером. Главное для него, как можно чаще заниматься тем, что ему нравится.
Использованные материалы: Орлова, Д. «Ваш ребенок умнее, чем вы думаете» / Дарья Орлова. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.